Заработать на потеплении


Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата был подписан в декабре 1997 г. Документ ратифицирован 125 странами, включая Россию, и вступил в силу 16 февраля 2005 г. Протокол обязывает индустриально развитые страны в период с 2008 по 2012 г. сократить выбросы парниковых газов в среднем на 5%. Страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на выброс парниковых газов государствам, загрязняющим окружающую среду сверх ограничений. К 2012 г. Европейский союз намерен сократить выброс парниковых газов на 8% по сравнению с уровнем 1990 г., Япония – на 6%.

Брокерские компании торгуют форвардными контрактами на выброс парниковых газов с 2003 г. Однако организованные торги этими бумагами начнутся только с апреля этого года. Организаторами торгов выступили расположенная в Амстердаме Европейская климатическая биржа (ECX) и Лондонская нефтяная биржа (IPE). Как поясняет экономист ECX Сара Стал, брокеры смогут продавать и покупать квоты на выброс парниковых газов, используя площадку Лондонской биржи, уже с 22 апреля. Стал затруднилась оценить объемы будущих торгов. По ее словам, IPE предоставляет площадку для проведения торгов, а ECX занимается маркетингом и привлечением клиентов.

Однако об объемах будущих сделок можно судить по двусторонним форвардным контрактам, которые различные компании и брокеры заключают уже два года. По данным ECX, за январь 2005 г. объем таких сделок составил 5 млн т. А за один только день 22 марта объем сделок составил 2 млн т по цене 13 евро за тонну СО2. “Мы оптимистично смотрим на перспективы, так как объемы сделок растут с каждым днем”, – заверяет Сара Стал. На Лондонской бирже от комментариев воздержались.

Российские компании также могли бы заработать на продаже своих квот на выброс парниковых газов. Годовой доход от этой торговли, по оценке Минэкономразвития, может составить $1–3 млрд. В настоящее время объем выбросов в России составляет 70% от базового уровня 1990 г., что дает ей возможность продавать квоты объемом до 700 млн т в год.

Начальник департамента “Газпрома” Богдан Будзуляк, к примеру, вчера заявил, что в 2008–2012 гг. монополия сможет предложить международному рынку квоты на эмиссию парниковых газов в объеме, эквивалентном 160 млн т углекислого газа.

Однако Сара Стал с ECX предупреждает, что,. прежде чем российские компании смогут принять участие в торгах на Лондонской бирже, в России необходимо создать собственную систему правил, по которым компании смогут получать определенную квоту на выброс парниковых газов и вести учет всех выбросов.

Директор по развитию АЦБК Наталья Пинягина говорит, что для российских компаний предпочтительнее напрямую торговать квотами и участвовать в торгах. Однако “в России пока не создана единая система учета и регистрации выбросов парниковых газов”, – жалуется Пинягина. Сейчас Евросоюз предлагает схему, по которой Россия сможет менять квоты на инвестиции в модернизацию и строительство энергетических объектов. Но для российских компаний это не самый привлекательный вариант. “План ЕС слишком громоздкий и забюрократизированный, к тому же ЕС готов поставлять только оборудование”, – напоминает Пинягина.

А директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин говорит, что в России единая система квот вряд ли будет создана раньше 2012 г. По его мнению, чиновники могут опасаться негативной реакции бизнеса, ведь единая система “дает не только право торговать квотами, но и накладывает определенные обязательства”. Однако сам Юлкин считает, что “экологические обязательства лишь стимулируют внедрение новых технологий и дадут компаниям возможность заработать”. По мнению Юлкина, чиновники зря “медлят с принятием единых правил на выдачу квот”.