Дорогие билеты


Последние четыре года объемы авиаперевозок стабильно росли – в 2001 г. на 15%, в 2002 г. на 8%, в 2003 г. на 9% и в 2004 г. на 15%. Но рост цен на авиатопливо прервал эту идиллию. Вчера заместитель гендиректора “Аэрофлота” по управлению сетью маршрутов Игорь Десятниченко заявил, что за первые два месяца 2005 г. пассажирские авиаперевозки сократились на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 3,7 млн человек. А сам “Аэрофлот” за этот период, по словам Десятниченко, перевез на 50 000 пассажиров меньше, чем рассчитывал.

Но аналитики нефтяного рынка считают, что авиакомпании чересчур сгущают краски. Аналитик “Совлинка” Лев Сныков отмечает, что цена на топливо за первые два месяца выросла всего на 10%. “В 2005 г. резких скачков цен, как в 2004 г., не будет”, – замечает он. Согласен с ним Сергей Суверов из Газпромбанка: “В этом году темпы роста цен на авиатопливо должны замедлиться”.

Десятниченко считает, что виной всему рост цен на авиакеросин. За прошлый год стоимость топлива увеличилась в два раза. Теперь расходы на топливо в себестоимости российских авиакомпаний составляют около 70–80%, а для “Аэрофлота” пока порядка 30%. В результате еще осенью авиакомпании ввели топливную надбавку к стоимости билета. “Сейчас самая дорогая заправка топливом – в городах СНГ, далее идет аэропорт “Шереметьево”, потом города России. Самая дешевая заправка – в Европе”, – приводит слова Десятниченко “Интерфакс”. Правда, “Аэрофлот”, несмотря на не вполне удачное начало года, рассчитывает, что за весь 2005 г. его пассажирские перевозки вырастут на 17–20%.

Конкуренты разделяют мрачные прогнозы “Аэрофлота”. У UTair в январе – феврале перевозки самолетами выросли на 27,8%. Впрочем, гендиректор UTair Андрей Мартиросов все равно называет рост цен на керосин “губительным” для отрасли. Сейчас его цена находится на историческом максимуме – 13 000 руб. за 1 т, говорит Мартиросов. “Эксперты уже смело говорят о росте цен на нефть до $60–70 за баррель, если это произойдет, то цена керосина взлетит до 15 000 руб. за 1 т и авиаперевозки по итогам года в целом по стране могут упасть очень значительно”, – полагает Мартиросов. Но для себя UTair прогнозирует рост показателей в 25–30%, добавляет он. Представитель “КрасЭйра” Ольга Трапезникова замечает, что ее компания в январе – феврале не снизила объем перевозок. Правда, рост тоже был незначительным – всего 0,1%, тогда как год назад превысил 50%. “Но на 100% связывать это с ростом цен на топливо я не могу”, – замечает Трапезникова. Тем более уже в марте показатели объема перевозок должны скорректироваться, говорит Трапезникова.

Гендиректор консалтинговой компании Ifomost Борис Рыбак отмечает, что падение перевозок может продолжиться, если цены на топливо будут расти и впредь такими темпами. Спасти положение может только государство, считает Рыбак. “Чиновники должны объяснить нефтяникам, что они точно так же летают, как и все остальные”, – смеется эксперт. Если же нефтяников убедить не получится, то, по словам Рыбака, UTair может стать чуть ли не единственной компанией, которая закончит год с ростом перевозок. На маршрутах UTair – Сургут и Тюменская область – сейчас наблюдается гиперактивность, замечает Рыбак. Именно она может помочь компенсировать UTair рост цен на топливо. А вот остальные компании могут здорово потерять.