ГАЗ меняет поставщиков


Открытые угрозы со стороны ГАЗа разорвать контракты с поставщиками, продукция которых его не устраивала, начались в 2003 г. Всего, как сообщила заместитель директора по качеству ГАЗа Екатерина Берзина, в группе ненадежных числится около трети поставщиков. Но до отказа от сотрудничества дело не доходило. Однако, как стало известно “Ведомостям, в прошлом году автозавод все-таки решился претворить угрозы в жизнь. По словам Берзиной, ГАЗ разорвал контракт с московским предприятием “Элвуд”, производящим обивку для автомобилей. Его заменила тольяттинская компания “Техно-Полимер”. Автозавод отказался также от сотрудничества с исправительной колонией УЗ 62/2 Нижнего Новгорода, производившей тенты для “ГАЗелей”, и с двумя заводами, поставлявшими радиаторы, – оренбургским заводом “Радиатор” и Киргизским автосборочным заводом. Об этом сообщили “Ведомостям” в торгово-закупочной компании (ТЗК) ГАЗа. В “Техно-Полимере” подтвердили, что с конца лета начали поставки на ГАЗ. Получить комментарии “Элвуда” и киргизского завода вчера не удалось, а на оренбургском заводе отказались комментировать ситуацию по телефону.

Как сообщил “Ведомостям” сотрудник ТЗК, пожелавший остаться не названным, кроме того, ГАЗ вчетверо сократил закупки с Лихославльского радиаторного завода (ЛРЗ, Тверская область), которые начинали течь после недолгой эксплуатации.

Для улучшения потребительских свойств автомобилей ГАЗ готов пойти на закупки импортных комплектующих, заявил гендиректор ТЗК Геннадий Буфалов. По его словам, это не скажется на цене автомобиля, так как он будет компенсироваться за счет снижения внутренних затрат предприятия. На 2005 г. поставлена задача снизить внутренние затраты на 1 млрд руб.

Директор по развитию ЛРЗ Вячеслав Гончар подтвердил, что ГАЗ уменьшил закупки с 17 000 до 4500 радиаторов в месяц. “С декабря мы устранили все дефекты, теперь нареканий к нашей продукции у завода нет и объем заказов стал расти”, – сказал Гончар.

По мнению участников рынка, найти альтернативу недобросовестным поставщикам ГАЗу будет сложно. “Более качественная продукция стоит дороже, а многие крупные поставщики являются монополистами”, – сказал на условиях анонимности менеджер завода-поставщика. А Евгений Арзамасцев, главный инженер Старооскольского завода автотракторного электрооборудования (СОТАЭ), к которому у автозавода тоже есть претензии, полагает, что требования ГАЗа к российским поставщикам очень жесткие. Найти в России производителя запчастей с уровнем дефектности 50 бракованных на 1 млн изделий нереально, если речь идет о сложных механизмах, уверен он.

Аналитик UFG Елена Сахнова считает, что ГАЗ идет по правильному пути. Заменить мелких поставщиков реально, однако найти замену крупным поставщикам будет трудно, говорит она.