Госбанки помогут “Сухому”


О подписании рамочного соглашения о сотрудничестве между Внешторгбанком, Внешэкономбанком, Сбербанком и Росэксимбанком и компанией “Сухой” “Ведомостям” сообщил менеджер одного из этих банков. В “Сухом” от официальных комментариев воздержались, однако менеджер еще одной авиастроительной компании подтвердил эту информацию. По словам банкира, соглашение открывает путь к кредитованию проекта регионального пассажирского самолета на сумму $200 млн, из которых $100 млн будут предоставлены под гарантии правительства, уже записанные в бюджете этого года, а еще $100 млн “Сухой” сможет привлечь под свой залог. По оценке эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, $200 млн может хватить на финансирование большей части расходов по разработке самолета до конца будущего года.

Всего проект создания самолета RRJ оценивается в $600 млн, из которых $70 млн “Сухой” уже вложил из собственных средств – об этом ранее заявлял гендиректор “Сухого” Михаил Погосян.

Разработку RRJ консультирует авиастроительная корпорация Boeing. Ее представитель в России и СНГ Виктор Аношкин назвал информацию о соглашении “Сухого” с банками “хорошей новостью для проекта”. Американцы, в частности, консультировали “Сухой” о том, как проектировать самолет с нуля под конкретные запросы авиакомпаний и планировать его эксплуатацию.

Риск, что самолет получится технически неудачным, незначителен, говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак, но российские авиакомпании разуверились в способности отечественного авиапрома обеспечить нормальное послепродажное обслуживание самолетов. Это и является главной опасностью для программы RRJ, считает Рыбак. Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что соглашение с банками очень важно, если оно позволит быстро запустить самолет в производство, ведь конкурент RRJ – российско-украинский самолет Ан-148 – уже совершил в прошлом году первый полет. Во время визита на Украину в прошедший понедельник президент России Владимир Путин оценил проект Ан-148 как перспективный. “Если RRJ не будет сделан быстро, то российские компании будут покупать западные самолеты этого класса или Ан-148”, – считает Сахнова. Но отставание по срокам от Ан-148 не так уж и важно, ведь реальных эксплуатационных качеств обеих машин никто пока не знает, напоминает Рыбак. А Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий настаивает, что правительство должно поддержать ускорение проекта RRJ, поскольку это проект качественно более высокого технологического уровня и, кроме того, позволит поддержать военные авиастроительные заводы. А пресс-секретарь авиакомпании “Сибирь” Илья Новохатский говорит, что в 2004 г. его компания подписала с “Сухим” протокол о намерениях о возможном приобретении 50 самолетов RRJ и поэтому соглашение с госбанками “можно только приветствовать”.