IN VINO VERITAS: Филиппина Филипповна


Бывают вина, очень похожие на тех, кто их создает. Chateau Mouton Rothschild не просто одно из таких вин. Может быть, больше всех остальных вин мира – и уж точно больше соседей по вершине бордоской иерархии – “Мутон” похож на своих хозяев.

Экспрессивный и богемный, элегантный и эксцентричный, яркий в молодости и глубокий в старости... Попробуйте решить, относились ли эти эпитеты к барону Филиппу де Ротшильду или к вину, которое носит его имя? Увы, о покойном бароне, который скончался в 1989 г., мы можем судить лишь по портретам и воспоминаниям. Но нам повезло, к нам на неделе приехала баронесса Филиппина де Ротшильд, достойная наследница своего отца и продолжатель его дела. “Филиппина Филипповна” – так представилась она на пресс-брифинге.

Мадам Филиппина приурочила свой визит в Россию к выходу Chateau Mouton Rothschild 2002 года с его “русской” этикеткой, которую оформил Илья Кабаков. Традицию создания винной этикетки большими художниками заложил барон Филипп, который, собственно, и начал выпускать вино из замка в бутылках. (До него – до 1924 г. – даже самые лучшие вина Бордо виноторговцы скупали бочками и продавали под негоциантскими этикетками.) Из русских художников с историей “Мутона” были связаны Павел Челышев (урожай 1956 г.), Марк Шагал (1970), Василий Кандинский (1971), Сергей Поляков (1972). Уникальную выставку картин-этикеток постоянно возят по лучшим музеям мира. Сейчас из Эрмитажа она переехала в Музей частных коллекций Пушкинского.

Филиппина де Ротшильд была театральной актрисой, пока стареющий отец не призвал ее к делам родового поместья. Но и занявшись вином, она не перестала быть сценической дивой. С ее приходом каждая презентация “Мутона”, “Опуса I” или “Альмавивы” (два последних – это соответственно калифорнийский и чилийский проекты Ротшильдов) превратилась в род театрального действа, где сама Филиппина, конечно же, примадонна.

Даже в самом простом интервью она не обходится без драматического жеста рукой или ремарки в сторону.

– Скажите, как бы вы описали стиль “Мутона”?

– Ах, это сложно сказать в двух словах (жест рукой), и к тому же об этом так много писали: элегантность, совершенно особенные танины и черносмородиновый аромат. (И в сторону.) Ведь я не ошибаюсь, Эрве?

– Аh, oui, ce fameux cassis!

Из классиков винной литературы “Мутон” лучше всего описал Хью Джонсон: “Его отличительной особенностью является концентрированный вкус сорта каберне совиньон. Фруктовая тональность в нем удерживается, словно между полюсами магнита, напряжением танинов – и данный “акт балансировки” может продолжаться десятилетиями, становясь все более чарующим и грациозным”.

В 1922 г. барон Филипп получил в наследство запущенное владение английской ветви его семейства. Над Мутоном всегда подсмеивались, говоря, что замка там, собственно, нет. А барон Филипп на это построил из каменных блоков прежней конюшни новый дом с производственными помещениями и великолепным музеем искусства, связанного с вином. Другого такого сегодня нет.

Согласно официальной классификации, “Мутон” был вином второго уровня – 2-me Cru Classe – и стоял на ступеньку ниже “Лафита”, “Латура”, “О-Бриона”, “Марго”. У барона Филиппа нашлось достаточно сил и амбиций, чтобы поднять “Мутон” на новую высоту и присвоить ему первый класс. На это ушел 51 год публичных и кулуарных споров и тяжб. Ранг поместья удалось повысить только в 1973 г. – и это единственное когда-либо сделанное изменение в классификации 1855 г.

В 2003 г. Ротшильды праздновали 150-летие своего владения Мутоном и 30-летие его нового, высшего статуса. Вина 2003 г., который выдался рекордно жарким, будет выпущено меньше, чем через год. Наверняка это очень дорогое вино станет культовым. Но сегодня, в ожидании нового блокбастера, попробуйте элегантный “русский” “Мутон” 2002 г. и постарайтесь понять, почему он однажды стал великим – вопреки погоде и предначертаниям.