НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Тема рома


Очередной “алкогольный” альбом-путеводитель. Автор – заморский гость с широким вкусом. Спец по шотландскому виски и сортам винограда. И большой любитель рома.

У нас эта книга – первая полноценная по ромовой теме. Что закономерно, поскольку с мировым изобилием рома наши импортеры (и, главное, потребители) пока не наладили прочных связей. И если с коньяком и виски все разложено по полкам, то история с ромом по-прежнему остается неясной, двусмысленной. Надо думать, что с выходом этой книги ситуация прояснится если не на рынке, то в голове (и, главное, во вкусе) читателя.

Однажды под занавес одной из московских дегустаций знаток виски Чарлз Маклин устало бросил: “Спор между коньяком и виски закончится полной победой рома”. Судя по ретивым оборотам рома, так оно скоро и будет. Ром – это абсолютная рифма к нашему времени. Если утверждать, что коньяк в алкогольной иерархии имеет интеллектуально-культурный, а виски – деятельно-волевой характер, то ром можно отнести к напиткам, выражающим непосредственную эмоцию, страсть. Которые, как им и положено, законам не подчиняются. И скромности не признают.

Книга состоит из частей “технических” и “культурных”. По части производства – главы про мелассу, или патоку, которая остается после выработки сахара из тростника. Из которой, собственно, ром и гонят.

Далее. Если в том же коньяке оттенки аромата и вкуса заложены природой в ягоду в год урожая – и дело купажиста их выявить и скомпоновать, то нюансы рома рождаются благодаря дрожжам. Которые работают во время брожения с химическим составом исходного продукта. В общем, дрожжи – это демоны и духи рома, от которых зависит вкусовая гамма напитка на выходе. На них молится каждый “ромокур”. Дрожжи – его личная тайна, секрет, талисман.

Завершает альбом подробный обзор по типам рома и маркам. Все это хозяйство разложено автором по географическому признаку: Куба, Ямайка, Мартиника, Тринидад и т. д.

Однако, чтобы по-настоящему понять ром, следует особое внимание уделить историческому экскурсу в книге. И вот какие выводы сделать.

Во-первых, ром – напиток центробежный. В отличие от коньяка, которому нет места вне конкретного терруара, ром границ не признает. Поскольку изначально возник как побочный продукт географической экспансии – испанцев, англичан, португальцев. И был напитком морских искателей и проходимцев без роду и племени в эпоху великих открытий.

Во-вторых, ром – это напиток-космополит, бальзам на душу каждому, кто познал очарование пространством, а не временем. Обычаями, а не культурой. Географией, а не историей. То есть напиток современного общества, которое подавлено высокой культурой и кошмарами истории последних веков. Да и в предках у рома – рабы, которых вывозили на карибские плантации. А что есть раб? Тот же космополит, только поневоле.

В-третьих, будучи продуктом колониального и низкооплачиваемого труда, ром так и не успел обрести законодательно оформленного статуса. И только сейчас корпорации и производители пытаются навести порядок в его пестроте и многообразии.

Чего, надо надеяться, не произойдет, поскольку пестрота и многообразие суть неотъемлемые черты этого напитка.

Ну и нашего времени – тоже.