Ошибка на $600 млн


Крушение телекоммуникационного гиганта WorldCom по масштабу катастрофы затмило собой даже крах энерготрейдера Enron. Летом 2002 г. WorldCom объявила о махинациях с бухгалтерской отчетностью – размер приписок составил $11 млрд. Компания, чья капитализация достигала в лучшие дни $185 млрд, была признана банкротом.

Инвесторы WorldCom решили, что к краху компании приложили руку инвестиционные банки. Они обвинили банкиров в том, что в 2000–2001 гг. при организации облигационных выпусков WorldCom на $17 млрд те не проанализировали как следует финансовое положение компании.

Ответчиками по делу выступали 17 банков, которые доверили представлять свои интересы Джею Кэснеру из фирмы Skadden Arps Slate Meagher & Flom. Юридическое светило первой величины, в 2004 г. Кэснер вошел в первую тройку списка лучших корпоративных юристов Соединенных Штатов, который ежегодно составляет издательство юридической литературы Chambers and Partners. По словам других юристов, участвовавших в процессе, синдикат “подзащитных” банков платил фирме Кэснера $13 млн в месяц на ведение дела.

Кэснер с самого начала занял ошибочную позицию, считает ведущий адвокат инвесторов WorldCom Шон Коффи. Всю ответственность Кэснер стремился возложить на аудиторов WorldCom. Внешним аудитором компании была печально знаменитая фирма Arthur Andersen, проглядевшая махинации руководителей Enron и ликвидированная за попытку воспрепятствовать правосудию.

Но стратегию своего адвоката поддержали главный юрисконсульт J.P. Morgan Уильям Макдэвид и президент банка Джеймс Даймон. Кэснер намеревался довести дело до суда и доказать присяжным, что банки провели адекватный анализ финансового положения WorldCom – насколько это было возможно в той ситуации.

Первый удар по стратегии Кэснера нанесла в мае 2004 г. Citigroup, которая согласилась заплатить по мировому соглашению $2,58 млрд. Новый гендиректор Citigroup Чарльз Принс стремился быстро разрулить все скандалы, в которых оказалась замешана компания. Кэснер публично заявил, что Citigroup переплатила, и убедил остальные банки не следовать ее примеру. По его мнению, положение Citigroup было гораздо серьезнее, чем у остальных, из-за “отягчающих обстоятельств”. Например, аналитик Citigroup Джек Грабман советовал покупать акции WorldCom почти до самого банкротства – компания была клиентом инвестбанковского подразделения Citigroup. А гендиректору WorldCom Бернарду Эбберсу Citigroup помогла хорошо заработать на интернет-пузыре: Эбберсу выделялись акции горячих IPO технологических компаний, котировки которых взлетали в несколько раз за первые дни торгов.

Истцы предложили оставшимся банкам заплатить $2,87 млрд. Доля J.P. Morgan составила бы $1,37 млрд. Кэснер настоял на том, чтобы отвергнуть эти условия. Сам он предложил истцам $100 млн. Те сочли это оскорблением.

А менее чем через год, в середине марта, J.P. Morgan заплатил $2 млрд, или на $630 млн больше, чем ему предлагалось прошлым летом. Общие выплаты всех банков, включая Citigroup и J.P. Morgan, превысили $6 млрд.

Все пошло наперекосяк в декабре прошлого года. Сначала федеральный судья Дениза Коут отвергла просьбу банков отклонить иск и постановила, что банки, просмотревшие проблемы WorldCom, должны понести ответственность. 3 марта Bank of America, к тому времени уже отказавшийся от услуг Кэснера, согласился заплатить $460,5 млн, через день к нему присоединились еще четыре банка с $100 млн. А в начале прошлой недели юристы J.P. Morgan в примечаниях к выпущенному судьей заключению увидели то, от чего у них глаза полезли на лоб. Коут писала, что, если банки будут признаны виновными, максимальный штраф может достичь $10 млрд, а не $5 млрд, как думала команда Кэснера. После этого Кэснер был окончательно отодвинут в сторону, и юристы J.P. Morgan за два дня договорились с истцами о мировом соглашении. Впрочем, по словам источников, знакомых с ситуацией, в J.P. Morgan Кэснера не винят, а считают, что дело обернулось не лучшим образом из-за решений судьи.

Выплатив $2 млрд, J.P. Morgan теряет весь доход, заработанный на организации выпусков облигаций с инвестиционным рейтингом за последние шесть лет. Все банки, вместе взятые, заработали на выпуске бондов WorldCom комиссионные в $18 млн – в 71 раз меньше, чем заплатили пострадавшим инвесторам. (Использованы материалы WSJ.)