По своей воле


Прежде срок содержания Ходорковского в СИЗО суд увеличивал только по ходатайству прокуратуры. Вчера прямо в ходе заседания судья Ирина Колесникова неожиданно поинтересовалась у Ходорковского, когда истекает срок его содержания под стражей. Тот ответил, что последний раз его продлили до 14 мая. Судья удалилась в совещательную комнату, а вернувшись через некоторое время, объявила: срок продляется до 14 июля. Мнением подсудимого, прокуроров и адвокатов она интересоваться не стала. Свое решение судья мотивировала тем, что предстоящие прения могут продлиться долго и до 14 мая процесс не закончится. Она также не исключила что Ходорковский попытается скрыться. Именно угрозой бегства подсудимого или его попытками надавить на свидетелей прокуроры ранее мотивировали все ходатайства о продлении срока заключения Ходорковского.

Адвокат Ходорковского Генрих Падва вчера был в бешенстве. “Ничего более беззаконного я не встречал за всю свою жизнь!” – заявил он журналистам. Постановление Конституционного суда, оглашенное 22 марта, хоть и признает конституционным самостоятельное продление судьей срока содержания под стражей, но обязывает его обсудить вопрос со сторонами процесса, пояснил Падва

Действительно, Конституционный суд признал, что статьи УПК, разрешающие суду “по собственной инициативе” заключать под стражу, не противоречат Конституции, поскольку судья не может принять по этому вопросу решение “без исследования представленных сторонами обвинения и защиты доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения данной меры пресечения”.

“Судью можно понять: сейчас ответственность за то, чтобы Ходорковский не скрылся, лежит на ней. Так что ее переживания и активность вполне объяснимы”, – говорит бывший судья, сейчас работающий в системе прокуратуры. Хотя выяснить позицию сторон, даже если она хорошо известна заранее, – все равно “святой долг судьи”, удивляется сотрудник прокуратуры.

Продление срока содержания под стражей судом по собственной инициативе противоречит самой концепции уголовного процесса, считает управляющий партнер юридической компании “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов. “Прокурор должен доказать, что есть объективные причины продолжать держать человека в СИЗО. А дело суда – взвесить все аргументы и проконтролировать, обоснованно ли применена самая строгая мера пресечения”, – считает адвокат.