Проект “Б”: Десять слоганов для меня


С другой стороны, использование брэнда СССР в данном случае вполне симптоматично. В Советском Союзе практически не было рекламы, если не считать нескольких экспортных слоганов, таких как “Летайте самолетами “Аэрофлота”. Психологическую и культурную функцию, отведенную на Западе рекламе, у нас выполняли политические лозунги.

Для многих москвичей одним из самых ярких и неожиданных впечатлений Чистого Понедельника стали рекламные щиты с текстами десяти заповедей. Вот лишь некоторые из них: “Не убий”, “Не укради”, “Помни день субботний”, “Не сотвори себе кумира”, “Да не будет у тебя других богов, кроме Меня”.

Идея проекта возникла на церковно-общественном форуме “Духовно-нравственные основы демографического развития России” в октябре прошлого года. Ее привела в исполнение общественная организация, выступающая под ностальгической аббревиатурой СССР – Союз создателей социальной рекламы. Согласно официальным данным, щиты были изготовлены на средства компаний, входящих в это объединение, а рекламные места бесплатно предоставлены правительством Москвы при поддержке Московской патриархии.

Социальная реклама в современном российском мегаполисе – феномен сам по себе достаточно интересный с культурной точки зрения. С одной стороны, этот жанр имеет богатую традицию в комфортабельных западных обществах потребления, где они финансируются государством через посредство независимых общественных фондов. Более того, некоторые западные компании, финансирующие такие проекты в своих странах, вкладываются и в российскую социальную рекламу.

С точки зрения своего содержания они были чем-то вроде социальной рекламы. В них пропагандировались ценности советского человека. Можно, конечно, сказать, что в поздний брежневский период, в котором росли и воспитывались многие из нас, советский идеологический язык уже утратил свою пассионарность и лозунги не воспринимались всерьез. Они проникали в нашу голову как посторонний шум или спам и образовывали в ней определенный смысловой фон, подсознательно актуальный для нас.

Но то же самое можно сказать о рекламных слоганах в современном обществе потребления. Их не читают, им верят подсознательно. Точнее, верят и не верят одновременно. Вера – это не знание, а сочетание направленной воли и интуиции. Заповеди изначально были даны не как догматы, а как инструкция к действию. Это способ удержаться в безопасном режиме, спасти и без того шаткое основание нашего “я” или, наоборот, его крышу от быстрого разрушения.

Тексты заповедей – это одновременно лозунги и слоганы, актуальность которых вряд ли нуждается в обосновании. Можно сколько угодно иронизировать над формой подачи этих текстов на рекламных щитах, строить те или иные конспирологические теории их появления в Москве, пытаться понять, кому это выгодно, и тому подобное. Но на все это можно посмотреть гораздо проще.

Когда я выезжаю на Третье кольцо, нервно затягиваюсь папиросой и достаю из кармана свой мобильник, чтобы продолжить делать то, что я делаю, я могу теперь увидеть над собой пусть в забавной или даже глупой форме, но все-таки те самые главные слова о том, что надо и чего не надо делать, чтобы сохранить себя. Это нормально.