С франшизой в районы


О том, что ВКТ приняла решение развивать сеть супермаркетов самообслуживания “Райцентр” по франшизе, “Ведомостям” сообщил гендиректор компании Алексей Зудин. По его словам, к этому шагу ВКТ вынудил недостаток в Нижнем и области подходящих свободных площадей в 500–900 кв. м в людных местах. “А развивать сеть магазинов под единым брэндом необходимо, чтобы противостоять растущей конкуренции”, – пояснил Зудин. Франшиза и технологии передаются бесплатно, говорит он, торговцам придется платить лишь роялти, которые составляют несколько процентов с оборота. Первый франшизный магазин “Райцентр” был открыт в начале этого года в Кстово, рассказал Зудин. Франчайзинговый договор ВКТ заключила с торговым домом “Валентина”. “Франшиза позволит значительно увеличить оборот торгового дома”, – убежден владелец ТД Виктор Алясев. Планируется, говорит он, открыть в Кстово еще один супермаркет “Райцентр”.

Зудин говорит, что сейчас ведет переговоры о заключении франчайзинговых договоров с еще несколькими владельцами магазинов в Нижнем и в городах области – Кстово, Арзамасе и Выксе. В 2005 г. планируется увеличить сеть до 30 магазинов.

Участники рынка отмечают нехватку свободных помещений в Нижнем Новгороде и считают продвижение ВКТ в районы по франшизе экономически оправданным.

Из-за отсутствия в городе подходящих свободных помещений группа компаний “ПИР” до сих пор не может открыть франшизные заведения IL-Patio и “Планета суши”, говорит председатель совета директоров группы Олег Кондрашов. “Все лучшие места уже выкуплены”, – добавляет гендиректор ТД “Народный” Василий Пушкин.

А заместитель генерального директора компании “Мясновъ” Светлана Караева отмечает, что нехватка помещений и высокие арендные ставки – основная проблема для всех сетей. Стратегия развития по франшизе оправданна, по этому пути рано или поздно пойдут и другие нижегородские сети, убеждена она. Покупать франшизу будут в основном мелкие магазины или небольшие сети, соглашается Пушкин. По франшизе помимо ВКТ с прошлого года развивает сеть только Национальный торговый альянс (НТА), говорит он. Владельцы магазинов платят НТА тоже лишь несколько процентов с оборота.

Получить комментарий НТА вчера не удалось из-за отсутствия руководства.

Руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский говорит, что продажа франшизы – одна из моделей диверсификации и укрупнения бизнеса: тем самым франчайзер снимает с себя обязанность по поиску свободных помещений. “Франшиза не обязательно должна экспортироваться в другие регионы; если она экономически отработана, то может быть принята и местным рынком”, – отмечает Шаскольский.