Таможня взялась за старое


По оценке управляющего некоммерческого партнерства “Союз производителей сухих строительных смесей” Евгения Беляева, объем российского рынка модифицированных сухих смесей в 2004 г. составил 2 млн т, или 13–14 млрд руб. Vetonit занимает около 8% рынка в физическом выражении и примерно 20–25% в денежном. Компания продает в Россию около 150 000 т смесей в год. Оборот всей Maxit Group в 2004 г. составил 970 млн евро.

С 24 февраля российские дилеры Maxit жалуются производителю, что петербургские таможенники искусственно завышают при оформлении цены на его продукцию, рассказал технический директор Maxit по России Мика Илонен. В среднем дилеры покупают Vetonit по $0,30 за 1 кг, а таможенники требуют от них платить 18% НДС и 5% экспортной пошлины исходя из стоимости $0,44–0,45 за 1 кг. “Мы представили в [Санкт-Петербургскую] таможню все возможные документы – наш прайс-лист, все скидки, которые мы даем дилерам, контракты, которые мы заверяем в Торговой палате Хельсинки, но никакой реакции на наши обращения не было”, – сетует Илонен. По его словам, из-за требований таможенников цена смесей в рознице может увеличиться на 10%. Российское направление для Maxit является стратегическим, говорит Илонен. Чтобы удержать его, компания обещала компенсировать дилерам все лишние выплаченные пошлины – с учетом объема продаж это около $5,3 млн в год.

Поставщики Vetonit на российский рынок в шоке от действий таможни. Менеджер по логистике компании “Тритон” Николай Лихачев отмечает, что проблемы с таможней при поставках Vetonit возникали и до этого. “Нам то не учитывали одну из дилерских скидок, то преуменьшали их, – говорит Лихачев. – Получалось, что таможенники не верили документам уважаемой компании и подозревали ее в искажении информации, но это было хотя бы в рамках логики”. А то, что происходит сейчас, Лихачев отказывается понимать: “сами таможенники ссылаются на внутренние приказы и инструкции, которые не могут служить обоснованием порядка определения таможенной стоимости”. По словам Лихачева, его компания, на которую приходится 15–20% продаж Vetonit, сейчас покупает эти смеси только из-за гарантий возврата переплаченных платежей от Maxit. “Все дилеры заинтересованы в разрешении ситуации, ведь любое повышение цены на столь конкурентном рынке приведет к падению продаж, – констатирует директор другой компании-импортера Vetonit. – Доля Vetonit и так сократилась в последнее время, поскольку сегмент простых и дешевых смесей очень активно захватывают российские производители”.

Чиновники Санкт-Петербургской таможни были вчера недоступны. А представитель Федеральной таможенной службы подчеркнул, что подобных жалоб в Москву приходит по несколько тысяч в год. “Вопросы корректировки стоимости сейчас отданы на уровень местных таможенных управлений, и, к сожалению, те информационные письма, которые мы рассылаем, принимаются как руководство к действию наиболее ретивыми сотрудниками, – говорит представитель ФТС. – Это, как правило, вызывает негативную реакцию центрального аппарата”. Конкретные обстоятельства дела Maxit чиновник ФТС прокомментировать не смог.

Эксперты полагают, что финской компании прямая дорога в суд. “В этом году таможенникам повысили планку по сбору доходов на 50%, вот они периодически и повышают индикативные цены, – утверждает гендиректор компании “ГТК-Сервис” Юрий Воронин. – Вышестоящее начальство выворачивает руки начальнику поста, а тот уже своим клиентам”. Руководитель таможенной практики PricewaterhouseCoopers Александр Драгунов говорит, что с директивной корректировкой таможенной стоимости в последнее время сталкивается повсеместно. “Часто таможенники даже не предлагают обсудить, по какому методу считать цену товара, а просто говорят: корректируй”, – рассказывает эксперт. Драгунов считает, что если дилеры независимы от поставщика, а контракты, представленные российской таможней, действительные и совпадают с зарегистрированными на финской таможне, то компании стоит обращаться в суд “или оплатить адвокатов для пары дилеров”. По статистике, таможня проигрывает большинство таких дел, отмечает Драгунов.