$600 млн на трубу


“Транснефтепродукт” задумал строительство трубопровода Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск протяженностью около 1200 км и морского терминала в порту Приморск еще в 2002 г. Но к строительству трубы монополия приступила лишь в октябре 2004 г. Общая стоимость проекта “Север” составляет около $870 млн, которые “Транснефтепродукт” только на треть готов профинансировать из собственных средств. Остальные деньги транспортная монополия собирается занять у банков.

В конце прошлой недели Владимир Матиас, управляющий партнер Asset Capital Partners – финансового консультанта “Транснефтепродукта”, заявил агентству Bloomberg, что госкомпания ведет переговоры с несколькими банками о привлечении кредитов на общую сумму $600 млн. Среди банков, с которыми ведутся переговоры, Матиас назвал Societe Generale, BNP Paribas, West LB Group, HVB Group и ABN Amro. Как передает агентство, Матиас утверждает, что к сентябрю переговоры о выделении кредита должны быть закончены. В пресс-службе “Транснефтепродукта” подтвердили факт переговоров с банками, но от дальнейших комментариев отказались. С Матиасом в пятницу связаться не удалось.

Замдиректора департамента структурной и инвестиционной политики Минпромэнерго Вячеслав Кравченко, входящий в совет директоров “Транснефтепродукта”, говорит, что с некоторыми из банков, которые назвал Матиас, переговоры ведутся уже в течение семи-восьми месяцев и к осени компания, скорее всего, сможет начать оформление кредитов. Кроме того, говорит Кравченко, “Транснефтепродукт” договаривается о предоставлении кредита со Сбербанком. “Это первый опыт крупного заимствования для “Транснефтепродукта”, – полагает Кравченко. – Но бизнес компании, основанный на регулируемых тарифах, предсказуем, и у кредиторов не должно возникнуть вопросов с возвратом кредитов”.

А кредитный аналитик Standard & Poors Наталья Кордюкова считает, что без привлечения кредита “Транснефтепродукт” вряд ли самостоятельно справится с реализацией проекта. “Компания недостаточно большая, чтобы его осилить”, – говорит Кравченко. По его мнению, кредиторов должно привлечь монопольное положение компании и участие государства в ее уставном капитале.

Аналитик “Совлинка” Лев Сныков утверждает, что проект “Север” будет очень интересен нефтяникам, которые испытывают дефицит трубопроводных мощностей для экспорта нефтепродуктов. “Очень многие компании заинтересуются “Севером”, – говорит Сныков. – Например, он очень выгоден “Сургутнефтегазу”, который получит возможность перегонять по трубе бензин Киришского НПЗ прямо на морской терминал”. Начальник отдела по работе с инвесторами “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский отмечает, что транспортировка по трубе на 50% дешевле, чем по железной дороге. “Снижение транспортных издержек будет стимулировать нефтяников к модернизации перерабатывающих мощностей”, – полагает Красовский.