Аудиторы богатеют


В 2000 г., когда Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) обязала компании раскрывать информацию о выплатах аудиторам, ситуация была совершенно иной. Большинство компаний, входящих в индексы Dow Jones и S&P 500, платили своим аудиторам больше не за аудиторские, а за прочие услуги. Однако в 2002 г., после череды громких бухгалтерских скандалов, Конгресс запретил аудиторским фирмам оказывать своим клиентам некоторые услуги, например консалтинговые.

В 2004 г. 23 компании, раскрывшие на сегодня информацию о затратах на услуги аудиторских фирм, заплатили им в обшей сложности $821 млн, причем 65% расходов приходятся непосредственно на аудиторские проверки. Четыре года назад на оплату аудиторских услуг компании тратили всего 30% общих расходов.

Рост расходов на аудиторские проверки в 2004 г. отчасти вызван тем, что теперь затраты на обеспечение системы внутреннего контроля компании обязаны включать в расходы за аудит. Раньше такие затраты считались “связанными с аудитом”, но непосредственно к нему не относились.

Всего две компании из 23 – IBM и Johnson & Johnson – заплатили своим аудиторам в 2004 г. за услуги, не связанные с проверками, больше, чем непосредственно за аудит.

IBM заплатила Pricewater houseCoopers $21,6 млн за аудиторские проверки и $55,1 млн за другие услуги. Начиная с 2001 г. прочие услуги аудиторских фирм обходились IBM в два-три раза дороже, чем сами проверки. Высокий уровень расходов, не связанных непосредственно с аудитом, связан с тем, что в 2004 г. компании в дополнение к основным расходам на обеспечение внутреннего контроля пришлось заплатить еще $6 млн, а также $10 млн – за консультации по продаже бизнеса по производству персональных компьютеров китайской Lenovo.

В 2003 г. J&J также заплатила аудитору за прочие услуги в два раза больше, чем за сами проверки. А вот в 2004 г. соотношение изменилось: компания заплатила PricewaterhouseCoopers $20,1 млн за аудит и $21,7 млн за услуги, в том числе помощь в составлении бонусных планов и анализ системы риск-менеджмента.

А вот SBC Communications и Hewlett-Packard в 2004 г. снизили затраты на аудиторские проверки. Анн Венсан, пресс-секретарь SBC, объясняет уменьшение затрат тем, что в 2003 г. компании пришлось “заплатить большую сумму за проверки, которые проводились перед открытием сервиса междугородной связи”.

Больше всего в 2004 г. аудитору заплатила General Electric – услуги KPMG обошлись ей в $102,6 млн, из которых $78,2 млн компания заплатила непосредственно за аудит. За последние четыре года среди компаний, входящих в Dow Jones, GE неизменно оказывалась самой щедрой. В 2004 г. выплаты GE составили 12% от общей суммы, которую заплатили 23 компании.

Самый большой рост расходов на аудиторские услуги (более чем в два раза – до $31,9 млн) был зафиксирован в United Technologies, которая в прошлом году совершила несколько поглощений. По словам пресс-секретаря компании, в первую очередь рост расходов связан с изменениями в организации системы внутреннего контроля. (WSJ, 25.03.2005, Татьяна Бочкарева)