Автомобили в Новосибирске: “Японцы” наступают


Бесспорный лидер

Удобное географическое положение сделало Новосибирск центром межрегиональной торговли подержанными автомобилями иностранного производства. А подержанные автомобили японского производства (не старше семи лет) сейчас заняли доминирующее положение в общем объеме продаж машин в Новосибирске. Главным автомобильным базаром города, куда по выходным дням стекаются покупатели со всех ближайших областей, считается автокомплекс “Столица-С”.

Директор автокомплекса Игорь Камнев отмечает, что еженедельно здесь продается около 1000 машин, т. е. более 50 000 в год. Он скромно оценивает долю автокомплекса в 70% от всех продаж автотранспорта в Новосибирске. По его данным, в 2004 г. рынок вырос приблизительно на 20%, тогда как за 2003 г. – практически в два раза. “90% от продаж автокомплекса составляют японские машины, – говорит Камнев. – В бесспорных лидерах – Toyota”.

По словам одного из частных автодилеров, основной объем на рынке занимают машины не старше шести лет и стоимостью от $10 000 до $16 000. Примерно 20–25% приходится на машины в ценовой категории $16 000– 22 000 – это в основном внедорожники или седаны выпуска 2001–2003 гг. Он говорит, что до половины всех продаж совершаются покупателями соседних областей.

Не забыты и новые

Все автодилеры отмечают рост продаж и новых иномарок на Новосибирском рынке. Топ-менеджер крупнейшего в городе салона “Автолэнд-Сибирь” (дилер Ford, Volvo, Nissan Mitsubishi, Mazda) сообщил, что продажи в 2004 г. составили 1000 машин, что на 70% больше, чем в 2003 г. “В прошлом году мы начали продавать Mazda и Hyundai, которые приобретают все больший спрос, – говорит представитель компании. – Но 650 из 1000 проданных все-таки пришлись на Ford”. Начальник отдела продаж Ford Дмитрий Кривошеев уточняет, что 70% проданных машин этой марки составили Focus, а еще 10% – джипы Maveric. Гендиректор “Сибмеддизайна” (дилер Volkswagen) Борис Ощепков оценивает рост объемов продаж новых иномарок за последний год в 30–40%.

По мнению менеджера по продажам “Престиж-авто” (дилер Audi) Евгения Барановского, спрос растет быстрее на машины эконом-класса – Ford Focus, Mitsubishi ($15 000–20 000), но продажи более дорогих Audi тоже рентабельны. “Престиж-авто”, который начал работать только с 2004 г., успел за прошлый год реализовать 41 автомобиль, что составило 1% от годового объема российских продаж Audi, говорит Вагиф Бикулов, PR-менеджер представительства Audi в России. Самой популярной стала модель бизнес-класса А6 стоимостью от $40 000 до $100 000, их было продано 20 шт. “Потребитель, выбирающий престижные европейские марки, готов платить за дорогие, вместительные модели, – поясняет Барановский. – У нас были проданы даже четыре элитных А8 по цене свыше $150 000”.

Неплохая динамика сбыта в Новосибирске и Mercedes. Рост продаж новосибирского дилера этих машин – “СТС-автомобилей” - за последний год составил 50%, говорит менеджер по продажам салона Сергей Бобрышев. По его словам, самой продаваемой в 2004 г. была модель Е-класса стоимостью от 50 000 евро. Из самых дорогих же моделей S-класса, стоимостью от 110 000 евро, пять штук было продано физлицам и местным банкам.

А вот продажи Volvo в Новосибирске сократились. В 2004 г. была реализована 81 машина, тогда как в 2003 г. – 85. Но руководитель отдела маркетинга “Вольво Кар Россия” Виктория Павлова считает это хорошим показателем, говорящим о стабильности сбыта. По словам Павловой, в объеме российских продаж Volvo доля новосибирских по-прежнему составляет 1,6%. “Volvo в Новосибирске прочно заняла свою нишу и, по нашим данным, лидирует среди машин премиум-класса”, – отмечает Павлова. В 2004 г. наиболее продаваемой моделью в Новосибирске стала S80 стоимостью от $37 000, обогнав лидера продаж 2003 г. Volvo S60 по цене от $30 000. Павлова объясняет это тем, что в Новосибирске выросло количество корпоративных клиентов, предпочитающих представительские S80.

Руководитель отдела продаж салона “Рено-Сибирь” Сергей Турбин не стал раскрывать объем продаж Renault в Новосибирске, но согласился с тем, что корпоративные клиенты все чаще предпочитают европейские марки машин.

Наиболее востребованными остаются автомобили ценового сегмента $16 000–20 000, считает начальник отдела маркетинга “Автолэнд-Сибирь” Ирина Харина. С ней согласен Борис Ощепков, отметивший неизменную популярность внедорожников. “60% покупателей приобретают эти машины не из необходимости, а из соображений престижа, – полагает Ощепков. – Сибирский менталитет по-прежнему диктует моду на “самодостаточные” джипы”.

В прошлом году было продано около 500 новых автомобилей Toyota, говорит коммерческий директор “Автосиба” (дилер Toyota и BMW) Игорь Анисимов. Он прогнозирует в 2005 г. стопроцентный рост продаж Toyota из-за снижения цены. Уточнить размер снижения Анисимов отказался, но пояснил, что “Автосиб” сумел достичь “адекватных цен за счет оптимизации логистики и снижения норм прибыли”. Лидируют в продажах традиционно популярные модели Corolla и Camry. А вот круг клиентов изменился за счет оттока покупателей из соседних регионов. “Если пару лет назад половина покупателей приезжала из Томска, Кемерова и Барнаула, то теперь соседей только процентов 20, – говорит Анисимов. – В этих городах продажи Toyota тоже набирают обороты”. По его словам, корейские Hyundai пока не могут составить серьезную конкуренцию японским и американским машинам, поскольку “корейцы” (KIA, Daewoo) заработали плохую репутацию на региональном вторичном рынке.

Появились на местном рынке и китайские внедорожники Jeep Cherokee (от $27 000) и Admiral (от $16 000), которые продает новосибирская компания “Пекинский джип”. Директор фирмы Геннадий Синевец говорит, что с октября 2004 г. она реализовала 480 машин. Значительная часть продаж пришлась на корпоративных клиентов из соседних регионов – компании нефтяной и газодобывающей отрасли. По его мнению, китайские джипы успешно конкурируют с японскими подержанными машинами и на розничном рынке.

Слабое место

Автосалоны, продающие новые российские машины, все больше страдают от конкурентов, сбывающих иномарки. Менеджер по продажам салона “Рэйс” (дилер ВАЗ и ИЖ), не сообщившая свое имя, сказала, что за последний год их продажи упали на 30–40%. “Наше слабое место – растущая цена, – сетует она. – В этом мы проигрываем иномаркам”.

Однако российский автомобиль Сhevrolet Viva успешно конкурирует с заграничными собратьями. Менеджер “Сибтрансавто-Новосибирска”, торгующего этими машинами, сказала, что спрос на Сhevrolet Viva заметно превышает спрос на Opel и Сhevrolet, дилером которых является салон. Объемы продаж собеседница “Ведомостей” уточнять не стала. По данным пресс-центра “АвтоВАЗа”, продажи автомобилей в Новосибирской области составили в 2004 г. около 8500. Наибольшей популярностью в области пользовались “Нивы” и ВАЗ-2107.

Топ-менеджер “Новосибирскавтогазсервиса” (дилер “Волги”) говорит, что за 2004 г. продажи машин сократились по меньшей мере наполовину. По его мнению, “Волга” не выдерживает конкуренции с новыми азиатскими машинами, например с Daewoo, которые стоят не дороже – в пределах 225 000 руб. По прогнозам менеджера, отрицательная динамика продолжится и в этом году.

Стимулы для роста

Цены на иномарки стабилизировались и не растут, вместе с ростом спроса увеличивается ассортимент дилеров, считают Ощепков и Бобрышев. Они говорят, что в Новосибирске есть практически все популярные в мире марки авто. По словам Барановского, сейчас выигрывают торговцы, определяющие цены на автомобили в долларах. Это обстоятельство вынуждает некоторых дилеров переводить цены в доллары США. Сергей Турбин из “Рено-Сибири” говорит, что с начала 2005 г. торговцы Renault перевели цены из евро в доллары, ориентируясь на курс ЦБ.

Как отмечают дилеры, рост продаж подстегивает развитие автокредитования, которым начинают заниматься в Новосибирске все больше банков. Каждая вторая сделка “Рено-Сибири” и “Престиж-авто”, каждая третья “Автосиба” совершается с использованием автокредитов. Банкиры признают, что делают условия кредитов все более доступными. Сотрудник новосибирского филиала Банка Москвы Валентина Окладная рассказала, что в октябре прошлого года банк снизил процентные ставки с 16% до 12% годовых по рублевым автокредитам и с 12% до 9% – по валютным. Срок возврата кредита был увеличен с трех до пяти лет. По данным Окладной, кредиты чаще всего берутся на приобретение автомобилей Toyota, Mitsubishi и Ford.

Начальник сектора кредитования физлиц Новосибирского муниципального банка Альфия Юсупова подтверждает, что спрос на автокредиты растет и банк намерен в 2005 г. увеличить долю автокредитов в объеме кредитов, выданных частным лицам, с 6% до 15%. Это будет достигнуто путем увеличения лимитов заемщикам с 500 000 руб. до 1 млн руб. на срок два года, что позволит кредитовать приобретение более дорогих авто.