Бой за аэродромы

Аэропортовые сборы “Шереметьево” и “Домодедово” составляют около $50 млн в год/ С. Портер

С 1994 г. в России действует запрет на приватизацию аэродромов. Но, не имея средств на их модернизацию, государство передавало аэродромы в управление аэропортам. В Москве единственный договор аренды аэродрома был заключен с группой “Ист Лайн” в 1998 г. Но слишком низкая арендная ставка, которая составляла 3 млн руб. в год, а также длительный срок договора (75 лет) неоднократно критиковались чиновниками. А месяц назад Росимущество через суд добилось расторжения договора с “Ист Лайн”. Впрочем, чиновники пообещали, что “выгонять” компанию из аэропорта не намерены.

Но теперь выясняется, что “Ист Лайн” все же может лишиться контроля над аэродромом. Как рассказал в интервью “Ведомостям” руководитель Росимущества Валерий Назаров (см. стр. А5), нового арендатора его ведомство намерено выбрать на специальном конкурсе. Сотрудник Росимущества поясняет, что таковы требования законодательства. Его ведомство не может сдать госимущество в аренду без проведения торгов. Такой же конкурс будет проведен и для “Шереметьево”, добавляет чиновник Минтранса. Но проведены они будут, по его словам, только после того, как будет готова оценка двух аэродромов. Назаров говорит, что предварительные результаты оценки будут готовы до конца апреля. Кроме того, такие же конкурсы чиновники обязаны будут провести и в остальных аэропортах, когда будут заключать договоры аренды, говорит сотрудник Минтранса.

Сотрудник Минтранса надеется, что конкурс выиграют те компании, которые уже управляют аэропортами. Он утверждает, что специальных препон претендентам со стороны правительство чинить не будет. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что аэропортовые сборы крупнейших в России аэропортов “Шереметьево” и “Домодедово” составляют около $50 млн в год.

Предстоящими конкурсами уже интересуются частные акционеры новосибирского аэропорта “Толмачево” и “Альфа-Эко”. “Нам интересны любые привлекательные инвестпроекты, в том числе связанные с аэропортовой деятельностью, – сказал “Ведомостям” гендиректор “Альфа-Эко” Александр Савин. – Все будет зависеть от параметров”. Структуры “Альфы” давно интересуются аэропортовым бизнесом. В январе прошлого года объявленный правительством конкурс на управление аэропортом “Шереметьево” выиграла компания “Альфа-Шереметьево”, учрежденная “Альфа-Эко”. Но за год итоги конкурса так и не были утверждены.

Московское речное пароходство, контролирующее около 30% акций “Толмачево”, в конкурсе по аренде аэродрома “Домодедово” участвовать не будет, говорит председатель совета директоров и совладелец пароходства Роман Троценко. “У нас очень теплые отношения с [председателем совета директоров “Ист Лайн” Дмитрием] Каменщиком, – поясняет он. – А на [конкурс по] “Шереметьево” мы обязательно придем”.

Но Рыбак уверен, что пришельцы вряд ли смогут выиграть в конкурсах, так как их условия будут “прописываться” под сегодняшних операторов аэропортов. С ним согласен и Альберт Еганян из “Вегас-Лекс”. “Чаще всего это делается, когда участие других претендентов просто противоречит здравому смыслу”, – говорит юрист. Причем итоги таких конкурсов оспариваются крайне редко, добавляет он. Кроме того, приход чужаков может негативно сказаться на бизнесе оператора аэропорта. Аэродром – это взлетно-посадочные полосы, стоянки самолетов, светотехническое и навигационное оборудование и многое другое. “Домодедово” нацелен на то, чтобы стать крупным европейским хабом, замечает Борис Рыбак. Для этого нужно привлекать новых авиаперевозчиков, а значит, ремонтировать и модернизировать оборудование аэродрома. “Гарантировать это “Домодедово” сможет, только сам оставаясь оператором аэродрома, – отмечает эксперт. – А с новым оператором “Домодедово” можно просто закрывать”.

В “Ист Лайн” уверены, что аэродрома не лишатся, говорит начальник пресс-службы компании Юлия Мазанова. Но в целом потеря контроля над аэродромом ставит под сомнение инвестиции в “Домодедово”, добавляет источник в компании. С 1998 г. группа вложила в аэропорт $500 млн и на ближайшие пять лет планирует вложить еще столько же, увеличив пассажиропоток с 12 млн до 60 млн человек к 2008 г. “Для того чтобы вкладывать в аэропорт такие деньги, завтрашний день аэродрома нужно знать, это взаимосвязанные процессы”, – добавляет собеседник “Ведомостей”. Представители “Шереметьево” были недоступны для комментариев.

А “Внуково” не прочь отдать свой аэродром другому оператору. “Я с удовольствием переложил бы проблемы по модернизации взлетно-посадочных полос на [гендиректора “Домодедово” Сергей] Рудакова”, – говорит первый заместитель генерального директора “Внуково” Виталий Ванцев. Впрочем, он допускает, что конкурс может выиграть и не устраивающий владельца терминала оператор аэродрома.