Никаких инвестиций


В прошлом декабре премьер Михаил Фрадков провел совещание о направлениях использования средств стабфонда. Были одобрены “в основном” предложения Кудрина – досрочно гасить внешний долг. Вместе с тем Фрадков поручил Минэкономразвития и Минпромэнерго подумать над тем, как федеральный бюджет будет отбирать и финансировать высокоэффективные инвестиционные проекты. В марте министр экономического развития Герман Греф внес свои предложения в правительство. По мнению Грефа, нынешний порядок господдержки инвестиций через ФЦП не позволяет получить максимальный эффект от проектов. Нельзя гибко использовать бюджетные средства в течение года, перебрасывать остатки на следующий год, планировать финансирование на несколько лет вперед, перечисляет недостатки нынешнего порядка министр.

Между тем проект программы правительства на 2005–2008 гг. предусматривает, что к 2015 г. госинвестиции вырастут в два с лишним раза – до 5% ВВП. Лучше всего решить свои инвестиционные задачи государство могло бы, создав фонд в составе федерального бюджета, доказывает Греф. Управлять таким фондом должно уполномоченное федеральное ведомство, а его средства – расходоваться на проекты общенационального значения, сумма инвестиций в которые будет не ниже 1,5 млрд руб. К таким проектам отнесены объекты инфраструктуры (кроме ТЭКа) – порты, мосты, дороги, сфера информационных технологий и ВПК. Отбирать проекты, по замыслу Грефа, будет сначала уполномоченное ведомство, а потом правительственная комиссия. Пополняться инвестфонд должен по аналогии со стабфондом – от экспортных пошлин и НДПИ при цене на нефть выше $20 за баррель.

Предложения Грефа поддержали Минпромэнерго, Минсельхоз, Минобразования, Минздравсоцразвития, Мининформсвязи.

Отпор дал лишь Минфин. “Реализация механизма формирования и использования средств инвестиционного фонда в предложенной редакции приведет к утрате контроля за расходами бюджета и потере прозрачности бюджетного процесса”, – пишет Кудрин. По его словам, создание спецфонда для общенациональных проектов “нецелесообразно”. Поэтому, считает Кудрин, финансировать высокоэффективные инвестиционные проекты следует “в рамках федерального бюджета”, с помощью ФЦП. Специально для них Минфин готов поднять базовую цену для поступающих в стабфонд доходов с $20 за баррель до $21 за баррель. По расчетам министерства, это даст 60–70 млрд руб. в год.

Руководитель департамента Минфина Алексей Саватюгин напоминает, как в 90-х гг. создавались бюджеты развития, корпорация “Госинкор”. “Эти механизмы оказались неэффективными, коррупционными, средства просто транжирились”, – резюмирует чиновник.

“По аналогии с кредитным комитетом банка у нас должна появиться идеология коммерческого финансирования госпроектов – с регулярным отбором, разным циклом реализации”, – возражает Минфину замминистра экономического развития Андрей Шаронов. По его мнению, далеко не все проекты можно втиснуть в рамки бюджетного процесса – объект может появиться, когда бюджет уже сверстан.

С появлением самостоятельного инвестфонда возрастут шансы на строительство морского транспортного узла в Мурманске, надеется губернатор Юрий Евдокимов. По его словам, этот проект много лет кочует по ведомствам, но в ФЦП не попадает. Сейчас за проект взялась компания “Кузбассразрезуголь”. Если на условиях софинансирования инвестировать 18–24 млрд руб., перевалка грузов в Мурманском порту возрастет в три с лишним раза, подчеркивает Евдокимов. Приветствует создание фонда совладелец компании “Промышленные инвесторы” Сергей Генералов. Он говорит, что порядок финансирования инвестиций из бюджета непрозрачен по выбору объектов и суммам расходов. Предложения Минэкономразвития позволят “Промышленным инвесторам” представить для инвестирования проекты паромных переправ на Каспии, Черном море и Сахалине, строительство ледоколов для Балтики, говорит Генералов. Замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин считает рискованным финансировать капиталоемкие транспортные проекты. Приоритет, по его мнению, надо отдавать инновационным проектам, финансированию технико-внедренческих зон, госгарантиям поддержки экспорта.