ТЕХНОЛОГИИ РЫНКА: 1000 россиян в Каннах


Очередной международный салон MIPIM-2005, стартовавший 8 марта в Каннах (Франция), собрал рекордное число участников. Российская делегация представлена более чем 120 компаниями, от каждой сюда приехало в среднем по 5–7 человек.

Впервые россияне открыли MIPIM еще 12 лет назад. Уже можно подвести некоторые итоги присутствия российской делегации на крупнейшем инвестиционном салоне. Основной результат таков: россияне ездят на MIPIM не для привлечения инвестиций, а для обмена опытом.

Едва ли не самым пафосным из российских стендов является экспозиция Москвы. Как и в предыдущие годы, курирует стенд ГАО “Москва” – ведомство, отвечающее в столице за развитие туристско-рекреационной инфраструктуры. На стенде – наиболее значимые для города проекты: Московский международный деловой центр “Москва-Сити” (ММДЦ “Москва-Сити”), скоростная транспортная система, которая свяжет центр “Москва-Сити” с крупнейшими аэропортами – “Шереметьево” и “Внуково”, масштабный проект реконструкции Международного аэропорта “Внуково”, а также известный по MIPIM-2004 проект туристско-рекреационной зоны “Золотое кольцо Москвы”. “Московская делегация приезжает на MIPIM не для того, чтобы просить денег на реализацию проектов, – отметил вице-мэр правительства Москвы Иосиф Орджоникидзе. – Необходимые средства мы можем получить в том же Сбербанке”. Его мнение разделяет и председатель совета директоров компании “Миэль-Недвижимость” Дмитрий Лебедев. “Многолетнее партнерство со Сбербанком позволяет привлекать средства для реализации наших проектов на выгодных условиях, – констатирует Лебедев. – На MIPIM привлекают в первую очередь высокая концентрация первых лиц и возможность в сжатый промежуток времени наладить партнерские отношения с максимально возможным количеством компаний”.

Аналогичную цель – поиск партнеров – называет и Юлия Максимова, директор отдела маркетинга проектно-инжиниринговой компании “Экопрог”. “Иностранные поставщики могут найти в нашем лице партнеров и принять участие в процессе разработки и реализации под ключ комплексных проектов инфраструктуры различных объектов недвижимости, – отмечает Максимова. – Нас, в свою очередь, привлекают их лучшее знание зарубежных рынков и, конечно, репутация”.

Вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев, консультирующий ряд банков в вопросах инвестирования в недвижимость, считает, что на салонах такого масштаба, как MIPIM, имеет смысл говорить о возможном денежном участии в проекте лишь на 4–5-й год постоянного присутствия компании на выставке. “Первый и второй годы ознакомительные, на третий год участники начинают узнавать друг друга и искать общие интересы, на четвертый – возможно, интересоваться партнерством в проектах”, – отмечает он.

Однако главным итогом участия Москвы в международных салонах можно назвать рост объема иностранных инвестиций. По словам вице-мэра Москвы Иосифа Орджоникидзе, их объем возрос с $300 млн в 1993 г. до более чем $15,3 млрд в 2004 г.

Традиционной для России тяги к гигантомании не всегда удается избежать. Действительно, столица может похвастаться проектами международного уровня, такими как реконструкция аэропорта “Внуково”, ММДЦ “Москва-Сити”, возводящийся на противоположном берегу Москвы-реки многофункциональный комплекс “Парк-Сити”. Проект, который намечено завершить к 2008 г., реализуется на площади 400 000 кв. м. В его составе будут функционировать жилые, офисные и торговые помещения площадью 220 000, 85 000 и 15 000 кв. м соответственно. Девелопером последнего проекта является авторитетная международная компания Hines.

Аэропорт “Внуково” в результате масштабной реконструкции сможет не только увеличить пропускную способность до 20 млн и более пассажиров в год, но и принимать на свои посадочные полосы двухэтажные самолеты нового поколения. По словам генерального директора аэропорта “Внуково” Василия Александрова, это станет возможным в результате партнерства с немецкой компанией Obermeier. Общая сумма инвестиций, которые планируется привлечь для реализации грандиозного проекта, – $1,3 млрд.

Будут ли все проекты реализованы в срок? Вопрос остается открытым. По мнению Константина Апрелева, именно несоблюдение сроков затрудняет приток инвестиций в Россию в целом и столичный регион в частности. “Нам не помешали бы китайские организованность и исполнительность”, – отмечает он.

Репутация российских компаний на международных салонах будет и дальше укрепляться, если они будут уважать международные стандарты ведения бизнеса. “Хотелось бы изжить до конца такое понятие, как “русские девелоперы”, – заявил “Ведомостям” на условиях анонимности руководитель иностранной строительной компании. – Такие качества, как честность и деловая репутация, очень важны именно для международного бизнеса. Единожды выиграв на невыполнении своих обязательств по расчету с подрядчиками, можно навсегда испортить имидж компании в деловых кругах”.