ВДАЛИ: Привлекательная Европа


По информации Royal Institution of Chartered Surveyors, с 2000 г. доля частных инвестиций в фабрики и офисы увеличилась с 2% до 10%. Следует отметить, что недвижимость в Британии, и в особенности коммерческая, стоит недешево и продолжает дорожать во многом благодаря живому интересу, который проявляли к британскому рынку самые разнообразные инвесторы, нередко зарубежные.

В такой ситуации всякий инвестор задается вопросом: а куда инвестировать теперь? Многие полагают, что британцам было бы выгодно инвестировать в рынок недвижимости в континентальной Европе. Более того, многие банки и риэлторы говорят, что инвесторы уже активно интересуются этим рынком.

“Многие из наших частных клиентов все чаще обращают свой взгляд в сторону Европы”, – рассказывает Пол Стивенс, эксперт банка Investec по инвестициям в сектор недвижимости.

Цена кредита в Европе гораздо ниже, чем в Соединенном Королевстве. Стремительный рост цен, который отмечался в секторе объектов розничной торговли в последние три года, во многом происходит благодаря росту арендных платежей. На рынке офисных площадей, напротив, отмечается снижение арендных ставок. Сектор промышленных зданий остается наиболее стабильным.

В Москве, например, в 2004 г. занятость площадей выросла до рекордных значений, и на этом фоне выросли арендные ставки. В Германии, где рынок офисной недвижимости, по информации Jones Lang LaSalle (JLL), остается вялым, показатель занятости площадей на 40% ниже пикового значения 2000 г. Если ситуация на германском рынке не будет меняться в худшую сторону, инвесторы могут потянуться в Германию. Другая категория инвесторов может пожелать вкладывать деньги в уже разогретые рынки.

В обоих случаях, прежде чем инвестировать в зарубежные рынки, есть смысл тщательно изучить их состояние, систему налогов и существующее законодательство, которое может сильно отличаться от того, что действует на родине инвестора. “Осторожность здесь необходима, при высокой степени прибыльности рынка степень риска тоже может оказаться немаленькой, – говорит Стивенс. – И если в Британии владелец недвижимости не обязан страховать и ремонтировать принадлежащие ему объекты, то в Швейцарии это входит в круг его обязанностей”.

Кроме того, в Британии, как правило, арендные договоры заключаются на более длительные сроки, чем в Европе. Роберт Портер, партнер юридической фирмы Allen & Overy, рассказывает, что во Франции существует 3%-ный налог на фонды, в которых есть средства из офшоров. В результате фонды, которые решают обосноваться во Франции, вынуждены дробиться на несколько частей в зависимости от статуса своих инвесторов.

Правда, крупные британские компании – владельцы недвижимости в последние годы в Европу не рвутся. Некоторые из них попробовали инвестировать в европейский рынок в конце 80-х гг., но большинство из них, за исключением разве что компании Heron и немногочисленных других, на континенте задерживаться не стали, рассказывает Тони Эджли, управляющий директор по корпоративным финансам JLL. По его словам, в 90-е гг. куда интереснее был британский рынок, который “рос как на дрожжах”.

Теперь такие игроки, как Standard Life, Scottish Widows, Schroders и Prudential, опять поглядывают в направлении Европы. “На мой взгляд, совершенно правильно диверсифицировать свой портфель за счет расширения на европейских рынках, даже несмотря на некоторые риски”, – убежден Эджли.

Быть владельцем коммерческой недвижимости в другой стране для частного инвестора довольно трудно. Конечно, если он не исключительно богат. Однако число синдикатов с участием частных инвесторов все равно растет. Есть несколько компаний, работающих только с состоятельными частными клиентами, например Citigroup или Strategic Real Estate Advisers. Некоторые компании создают новые механизмы, помогающие частным лицам выходить на рынки более эффективно.

Одна из таких компаний – Euro Property Prospects. В 2004 г. она создала свой первый европейский фонд недвижимости, а недавно – второй с минимальным участием около $60 000. С помощью этих фондов инвесторы получают возможность инвестировать в недвижимость в Хорватии и Словении.

В JLL тоже создали фонд, в который частные инвесторы могут вкладывать от $50 000 до $100 000. Семь инвесторов уже внесли в казну фонда около 250 млн евро, и еще 30 млн евро вложили в него частные инвесторы Jones Lang. На эти средства фонд скупает промышленные здания во Франции, Нидерландах и Германии. “Сейчас у нас крепнет уверенность, что мы могли бы собрать куда больше средств, – рассказывает Эджли. – Нас буквально заваливают запросами. Это означает, что британские частные инвесторы интересуются возможностью инвестировать в рынки континентальной Европы”. В компании убеждены, что их примеру последуют другие. (FT, Екатерина Кудашкина)