“Волготанкер” недобрал заказов


Но в нынешнем году “ЮКОС”, шатающийся под ударами государства, отказался от услуг “Волготанкера”. Сначала “Волготанкер” объявил, что без проблем найдет замену основному клиенту. Но в минувшую пятницу пароходство обнародовало информацию о сформированном пакете заказов на летнюю навигацию. Из данных компании следует, что пока у пароходства недостает почти 2 млн т экспортных грузов. По словам Клейменова, в прошлом году компания перевезла на экспорт около 6,9 млн т, а сегодня в планах на 2005 г. значится 5,1 млн т – 3,25 млн т на северном направлении и 1,85 млн т на южном. Так, в общем пакете заказов появились перевозки грузов компании “Роснефть” из самарского куста в объеме 1,25 млн т. Эти грузы появились вместо 4 млн т “ЮКОСа”, которые, по словам Клейменова, пароходство перевозило отсюда в прошлом году. При этом, по словам Клейменова, объем внутренних перевозок в нынешнем году не изменится. Таким образом, объемы перевозок компании в нынешнем году снизятся на 18%.

Начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов тоже считает, что у “Волготанкера” есть шанс увеличить в ходе навигации портфель заказов. Он отмечает, что в 2005 г. объем речных и морских перевозок нефти увеличится. Но, по его словам, привлекать новых клиентов компании сложно из-за неясной ситуации с собственниками пароходства. “Чем скорее компания решит эти вопросы, тем больше вероятность того, что “Волготанкер” приблизит объем перевозок в этом году к уровню прошлого года”, – полагает он.

После того как в 2001 г. “Волготанкер” перестал принадлежать “ЮКОСу” и стал позиционироваться как независимый перевозчик наливных грузов, руководители пароходства не раз заявляли о намерении диверсифицировать свой бизнес и уменьшать зависимость компании от “главного” заказчика. По словам вице-президента “Волготанкера” по связям с общественностью Андрея Клейменова, доля грузов “ЮКОСа” в общем объеме перевозок нефти и нефтепродуктов еще четыре года назад составляла 85%. А в 2004 г. она опустилась до 52%.

Клейменов говорит, что обнародованные цифры не окончательные, они не учитывают грузопотоки, о которых сейчас продолжаются переговоры, включая перевозку сырой нефти в южном направлении. Он отказался назвать компании, с которыми идут переговоры, но высказал предположение, что в итоге снижение объемов экспортных перевозок будет не очень большим, в районе 5–10%. Компенсировать потерю “ЮКОСа”, по его словам, позволили не только продукция “Роснефти”, но и новые для пароходства потоки из Нижнекамска, а также увеличение перевозок на Каспии.

Начальник аналитико-информационного центра компании “Новошип” Юрий Песков считает, что по сформированному сейчас пакету заказов на навигацию 2005 г. судить о будущих объемах перевозок “Волготанкера” преждевременно. Он полагает, что компания в состоянии добрать заказы на перевозку экспортной нефти уже во время навигации – приблизительно до уровня прошлого года. Песков отмечает, что “по количеству судов типа “река – море” у “Волготанкера” сейчас конкурентов нет”, а объем транспортировки нефти и нефтепродуктов независимо от изменения структуры собственников в отрасли останется примерно на том же уровне.