Достроить Одесса – Броды


Украина построила нефтепровод Одесса – Броды пропускной способностью 14,5 млн т нефти в год четыре года назад для транзита каспийской нефти в Европу. Желающих воспользоваться трубой не нашлось, и с июля 2004 г. нефтепровод в реверсном режиме используют российские нефтяники. По контракту с “Укртранснафтой” ТНК-ВР в течение трех лет может прокачивать на маршруте Броды – Одесса до 9 млн т нефти ежегодно. Через терминал Южный (в 40 км от Одессы) топливо отправляется на экспорт.

Экспортный график ТНК-ВР согласует с “Транснефтью”. За 2004 г. нефтяники успели прокачать 1 млн т нефти. Со сменой власти в Киеве украинские чиновники возобновили разговоры о необходимости использовать нефтепровод в прямом направлении. Но для этого его надо продолжить до польских городов – Плоцка, а затем Гданьска. Осенью 2004 г. ChevronTexaco предложила использовать трубопровод для доставки в Европу нефти со своих месторождений в Казахстане, но в Киеве сочли условия невыгодными.

Президент “ТНК-ВР Украина” Александр Городецкий заявил в интервью украинскому еженедельнику “Зеркало недели”, что ТНК-ВР могла бы стать участником проекта достройки трубопровода Одесса – Броды, хотя официального предложения от украинской стороны пока не получала. Он объяснил это тем, что “добывающим и экспортирующим российскую нефть компаниям давно уже нужно осваивать другие, помимо европейского, рынки. Особенно рынок США, развивающиеся рынки Китая и Индии”. Городецкий пояснил, что в этом контексте глубоководные морские порты Гданьск на побережье Балтийского моря и немецкий Вильгельмсхафен на Северном море “экономически привлекательны”.

В украинском Минтопэнерго прокомментировать инициативу ТНК-ВР вчера затруднились. А источник в “Укртранснафте” (украинская трубопроводная монополия) пояснил, что если уже построенный нефтепровод Одесса – Броды находится в госсобственности, то проект его достройки “чисто коммерческий, поэтому любые инвесторы, в том числе и российско-британская нефтекомпания, будут приветствоваться”.

Другие российские нефтяные компании не спешат присоединяться к инициативе ТНК-ВР. Представитель “ЛУКОЙЛа” Геннадий Красовский сказал, что проект существует пока только на уровне разговоров – не известна ни его экономика, ни возможные тарифы на прокачку. Также отказались от комментариев представители “Сибнефти” и “Татнефти”.

Директор по развитию нефтяного агентства Argus Media Михаил Перфилов полагает, что инициатива ТНК-ВР направлена на использование простаивающих мощностей гданьского порта. Однако он сомневается, что реализация этого проекта позволит достичь декларируемой цели – выхода на новые рынки США, Индии, Китая. Дело в том, говорит Перфилов, что необходимое для этого увеличение танкерных партий невозможно – через датские проливы могут проходить суда грузоподъемностью не более 150 000 т. Кроме того, отмечает эксперт, этот проект столкнется с сильной оппозицией со стороны “Транснефти”, поскольку он составит прямую конкуренцию ее Балтийской трубопроводной системе. И монополия, скорее всего, не допустит участия российских компаний в этом проекте.

Но вице-президент нефтетранспортной монополии Сергей Григорьев эти подозрения отметает. “Мы никогда не боялись и не боимся конкуренции, – говорит он. – Если у ТНК-ВР есть деньги, пусть участвует в проекте, нас это не касается”.

“Судя по последним заявлениям руководства страны о том, что происхождение капитала не имеет значения, главное – чтобы он работал в интересах Украины, вхождение ТНК-ВР или другой российской компании в проект вполне возможно”, – полагает аналитик украинской инвестиционной компании “Драгон Капитал” Андрей Дмитренко. Он добавляет, что в том случае, если ТНК-ВР сможет привнести в проект что-то выгодное для Украины – инвестиции или наполнение трубы своей нефтью, то причин для отказа не будет.

По словам аналитика “Совлинк Секьюритиз” Льва Сныкова, изначально этот проект был залогом независимости Украины от России, поэтому возможно, что украинцы не захотят пускать ни ТНК-BP, ни любую другую российскую компанию в проект. “Хотя, с другой стороны, участие российских компаний может стать выгодным с финансовой точки зрения”, – уточняет аналитик. Он уверен, что в любом случае российская компания не получит контроля в проекте и может рассчитывать лишь на миноритарную долю.