Споткнувшись на франчайзинге


В “Подорожнике” начали высказывать недовольство своим алтайским партнером еще в декабре 2003 г. и в августе 2004 г. в одностороннем порядке расторгли франчайзинговый договор с “Подорожником-Барнаул”. Причиной разрыва с барнаульским партнером стало несоблюдение им качества продукции и пренебрежение стандартами обслуживания, пояснил “Ведомостям” совладелец холдинга Владимир Фомин. “Нас не устраивал подход к предприятию как к быстрому способу заработать деньги, не учитывающему философию бизнеса”, – сказал он. Холдинг ожидал от алтайских партнеров развития сети не менее чем из 30 киосков с годовым оборотом 65 млн руб., но фактически обороты существующей сети оказались в три раза ниже, чем у собственных предприятий холдинга, добавляет вице-президент холдинга Светлана Аюгова.

В ноябре 2004 г. холдинг обратился в антимонопольную службу и в краевой арбитражный суд с требованием запретить бывшим компаньонам использовать его торговую марку и взыскать долг с “Подорожника-Барнаул”.

Как сообщила “Ведомостям” начальник юридического управления “Подорожника” Яна Крючкова, на прошлой неделе комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю предписала сети “Подорожник-Барнаул” прекратить до 1 мая 2005 г. использование товарного знака “Подорожник” и производство продукции по техническим условиям холдинга. В случае невыполнения предписания сети грозит административный штраф в размере от 200 000 руб. до 500 000 руб.”, – пояснила специалист по рекламе алтайского УФАС Ирина Кирюшина.

Крючкова также сообщила, что в минувшую пятницу арбитражный суд Алтайского края по иску “Подорожника” решил взыскать с барнаульской сети около 900 000 руб. Это долги, не выплаченные по условиям франчайзингового договора с декабря 2003 г. по август 2004 г.

Директор “Подорожника-Барнаул” Раиса Козлова отказалась комментировать решения антимонопольной службы и арбитража, но, по словам сотрудника юридической службы компании, просившего не называть его имени, все вывески c названием “Подорожник” уже сняты. Компания еще не получила мотивировочную часть решения арбитража, сказал юрист. Он не исключает, что решение будет обжаловано. А заведующая отделом производства “Подорожника-Барнаул” Тамара Алимова добавила, что сейчас предприятие разрабатывает собственную торговую марку и меняет ассортимент. По ее словам, сеть будет продавать кондитерские изделия и продукты глубокой заморозки.

Неудачный опыт заставил “Подорожник” отказаться франчайзинга. Аюгова говорит, что не исключает возможности открытия собственного предприятия в Барнауле. Но сейчас вхождение в рынок обойдется компании не менее $1,5 млн, полагает она.

А аналитик ACNielsen Татьяна Нуфферова считает, что “Подорожнику” помимо вложений в обустройство сети предстоят расходы на продвижение: “Чтобы изменить сформированное потребительское отношение к торговой марке, компании потребуется от $20 000–100 000 для проведения дополнительных рекламных и PR-акций”.

Председатель комитета потребительского рынка мэрии Барнаула Нина Лизина считает, что противоречия между холдингом и сетью “Подорожник-Барнаул” не повлияют на общее развитие общественного питания в городе. Даже в случае закрытия этой сети ниша не останется свободной, говорит она.