ВОПРОС ДНЯ: Кто построит дороги и мосты?


Государство не может быть инвестором в принципе. Сначала надо научиться исполнять свои социальные обязательства. Всем понятно, что Минэкономразвития и Минфин спорят за контроль над финансовыми потоками. Государство должно создать нормальные, выгодные, прозрачные условия для бизнеса, который сам будет вкладывать деньги в эти проекты.

Дмитрий Яковенко, председатель Самарской гильдии финансистов

Создавать новую структуру вроде инвестфонда бессмысленно. Для финансирования общенациональных проектов давно уже созданы все необходимые институты – государственные финансовые корпорации, банки развития. Судя по их работе, лучше всего контролировать выделяемые деньги можно только одним способом: финансируя проекты напрямую из бюджета отдельными статьями. Или через целевые программы, если Минфину удастся серьезно сократить их количество и повысить прозрачность.

Евгений Гавриленков, главный экономист “Тройки Диалог”

Должны ли такие проекты финансироваться за счет текущих расходов бюджета или части сверхдоходов? Мне больше нравится второе. Таким проектам нужно постоянное финансирование, поэтому лучше начинать их, имея накопленный запас средств. Вряд ли стоит делать финансирование зависимым от ежегодного процесса принятия бюджета. “Заточить” инвестфонд под прозрачный выбор объектов проще, чем перестраивать механизм ФЦП. Но главный вопрос – контроль за целевым использованием средств: ни один из существующих механизмов не дает результатов.

Наталья Акиндинова, ведущий эксперт Центра развития

Целевые программы – не такая уж плохая идея. Вопрос в том, как ими управлять. А идея очередного фонда не вызывает у меня особого оптимизма. Опыт показывает, что реализация таких проектов не доходит до логического завершения. Но по большому счету мне все равно, в какой форме пойдут вложения. Лишь бы их результат сопоставляли с затратами и делали нужные выводы.

Антонина Ковалевская, директор по развитию Центра фискальной политики

Нет смысла всегда пользоваться одним-единственным механизмом инвестиций. Крупные инфраструктурные проекты лучше финансировать через государственный банк развития. Инвестиции в регионы проводить через целевые программы. Инвестфонд оптимален для финансирования небольших инновационных проектов, где немалые риски, но и отдача может оказаться высокой.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы

Без гражданского контроля, реализуемого через демократические институты, все подобные нововведения бесполезны. Это предложение – попытка, с одной стороны, противостоять использованию стабфонда на социальные нужды, а с другой – пролоббировать интересы тех, кто может получить доступ к инвестфонду.

Андрей Заостровцев, сотрудник Леонтьевского центра, Санкт-Петербург