ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Патриотическая песнь


На Украине, говорят, обсуждается проект легализации откупа от армии. В России такой проект, скорее всего, в ближайшее время не будет обсуждаться. Во-первых, это социально несправедливо. Одни, значит, могут откупиться, а те, что не могут, – будут за них вшей кормить? Но самое главное – это непатриотично. Как это – откупаться от Родины? От своего перед ней долга?

Очевидно, конечно, что оба эти соображения крайне непрактичны. Система откупа от армии в России, разумеется, прекрасно существует, но имеет неформальный характер. Деньги, которые могли бы пойти в казну и на оплату контрактников (“Ярем он барщины старинной оброком легким заменил”), идут в карман служителям военкомовской вертикали. Другое же, “социальное” соображение и вовсе, если разобраться, абсурдно. В чем же еще может заключаться социальная политика, как не в том, чтобы перераспределять деньги от тех, у кого их много, к тем, кому их недостает? В России полно мест, для жителей которых контрактные $500 в месяц и перспектива поступления в учебные заведения более благополучных регионов были бы настоящим “окном возможностей”. Контрактная армия, помимо того что, видимо, сегодня и вовсе единственный способ эффективного обеспечения безопасности, – это еще и создание крупного рынка услуг. И соответственно – большого количества рабочих мест для молодежи из наиболее бедных и депрессивных слоев населения.

Все эти разумные аргументы, впрочем, наталкиваются на одно возражение. Гражданина связывает с Родиной что-то, что выше денег и не покупается на них. Это и есть патриотизм. В результате человек не может заплатить Родине за то, чтобы не идти в армию, но может из-под полы купить право не идти туда бесплатно. Такая система хоть и непрактична, зато не нарушает мистических отношений между государством и гражданином. И если до того эти мистические отношения обозначались понятием “долг”, то теперь (для откупившегося) сюда примешивается еще одно – “обман”. С другой стороны, тот представитель вертикали, который поставлен взыскивать с граждан их “долг” и параллельно им приторговывает, находится в рамках той же двуединой схемы. Одна сторона медали – долг, другая – обман. Посмотришь так – духовность и высокие слова. А перевернешь – корысть и фарисейство. И эта отравительная смесь – проблема русского патриотизма в целом. Ведь честный призывник и честный военком, положим, непременно в один прекрасный день почувствуют себя обманутыми. Ты патриот или ты лох? “Лох” – очень русское, патриотическое слово. И обозначает человека, который держит за чистую монету то, что давно наполовину состоит из меди.

Вот три сосны – долг, рынок и обман. Какие две оставить? Вопрос простой: под силу ли искоренить мздоимство? Интуитивно ответ известен. С экономической точки зрения он зависит от цены вопроса. Боль, унижение, увечья – все это слишком много стоит. Слишком противоречит идее благополучия и достойной жизни. Наша армия – нереформированный, тоталитарный институт. И не монтируется с ними. Именно поэтому идею долга она не культивирует, а, наоборот, порочит. Я выбираю долг и рынок. Как и большинство сограждан, я патриот и не хочу быть в своей стране ни лохом, ни торговцем медью.