Весь газ “Газпрому”


“Роснефти”, которую планирует поглотить “Газпром”, не хватает мощностей по переработке нефти, отмечает Валерий Нестеров. В 2004 г. “Роснефть” добыла 21,6 млн т нефти, а принадлежащие ей НПЗ способны переработать в год около 10 млн т. “Газпром” и сам добывает около 11 млн т нефти и газового конденсата в год. Пристроив нефть на НПЗ “ЛУКОЙЛа”, монополия решит эту проблему, к тому же перерабатывать нефть в Восточной Европе дешевле, добавляет Нестеров.

Вчера председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер и президент “ЛУКОЙЛа” Вагит Алекперов подписали соглашение о стратегическом партнерстве на 2005–2014 гг. “ЛУКОЙЛ” готов продавать “Газпрому” весь свой газ, добываемый на Находкинском месторождении, поясняет менеджер “ЛУКОЙЛа”.

В соглашении закупочная цена газа не указана. Менеджер “ЛУКОЙЛа” поясняет, что она будет утверждена в отдельном договоре, который компании заключат на 10 лет. По его словам, за основу будет взята формула цены, описанная в договоре между “Газпромом” и “ЛУКОЙЛом”. В октябре 2003 г. “Газпром” согласился платить нефтяной компании за газ с Находкинского месторождения как минимум $22,5 за 1000 куб. м без учета НДС.

В этом году “ЛУКОЙЛ” должен поставить в трубу “Газпрома” 800 млн куб. м газа с Находкинского месторождения, пуск которого намечен на 4 апреля. “До сих пор непонятно, по какой цене у нас купит этот газ “Газпром”, – говорит менеджер “ЛУКОЙЛа”. Несмотря на обещание покупать газ как минимум по $22,5 за 1000 куб. м, “Газпром” предлагает нефтяной компании продавать ему сырье по $11, отмечает менеджер “ЛУКОЙЛа”. В “Газпроме” эту информацию подтвердить не удалось, но ее подтвердил “Ведомостям” предприниматель, знакомый с ходом переговоров.

В разработку Находкинского месторождения “ЛУКОЙЛ” уже вложил, по оценке аналитика “Тройки Диалог“ Валерия Нестерова, как минимум $100 млн, а в этом году компания планирует инвестировать еще $300 млн. “Конечно, $11 за 1000 куб. м – не та цена, которая сделает проект рентабельным”, – рассуждает Нестеров. При цене $22,5 за 1000 куб. м инвестиции “ЛУКОЙЛа” окупятся через 7–9 лет.

“Мы обсуждаем с “Газпромом” вопрос повышения минимальной планки, – говорит менеджер “ЛУКОЙЛа”. – Мы надеемся, что цены на газ на российском рынке будут либерализованы, а значит, вырастут. Нам нужно компенсировать затраты на обустройство месторождений”. Менеджер “Газпрома” подтвердил, что переговоры о цене ведутся, но не смог уточнить, в какие сроки будет заключен контракт с “ЛУКОЙЛом”.

“Пока у “Газпрома” сохраняется монополия на трубу, вряд ли даже такие крупные компании, как “ЛУКОЙЛ”, могут рассчитывать на самостоятельный газовый бизнес, – признает сотрудник другой нефтяной компании. – Цены будут такими, какие назначит “Газпром”.

Выход только один – партнерство с “Газпромом”, говорит менеджер “ЛУКОЙЛа”. “Зато мы выиграем в долгосрочной перспективе”, – надеется он.

“ЛУКОЙЛ” делает инвестиции в газовый бизнес, и поддержка [“Газпрома”] ему необходима”, – соглашается Сергей Глазер из Vostok Nafta.

Но в “ЛУКОЙЛе” рассчитывают убедить “Газпром” не жадничать. Алекперов уже пообещал “Газпрому” помочь с переработкой его нефти на своих НПЗ в Восточной Европе. “В Румынии и Болгарии у “ЛУКОЙЛа” очень сильные, хорошие позиции в нефтепереработке, – объясняет менеджер “Газпрома”. – В ближайшие годы наша компания в несколько раз увеличит добычу нефти, и мы были бы заинтересованы перерабатывать ее на НПЗ “ЛУКОЙЛа” в Восточной Европе”.