Европейские банки рвутся в Италию


В 2004 г. BBVA дал старт трансграничной консолидации, купив британский Abbey National за 8 млрд фунтов ($14,9 млрд). За ним последовал крупнейший банк Дании Danske Bank, купивший у National Australia Bank два принадлежавших ему ирландских банка за $1,9 млрд. Теперь BBVA и ABN Amro идут в Италию – несмотря на то, что центробанк страны до сих пор активно противился попыткам иностранцев купить местные банки.

Оба банка до сих пор были стратегическими инвесторами итальянских банков. ABN Amro принадлежит 12,7% акций Antonveneta, BBVA – 15% BNL. Иностранцы хотят купить оставшиеся акции: ABN Amro – за 7,2 млрд евро ($9,3 млрд), BBVA – за 6,4 млрд евро ($8,3 млрд).

BNL занимает 6-е место в Италии по активам, Antonveneta – 9-е. В случае объединения BBVA и BNL будет создан шестой банк Европы по рыночной капитализации ($66 млрд).

Antonveneta управляется несколькими крупными акционерами, среди которых Delta Erre – группа итальянских инвесторов, владеющих 10,34% акций. Многое теперь будет зависеть от того, согласятся ли они продать свой пакет нидерландскому банку. “Мой пакет в Antonveneta очень мал, поэтому мое решение не изменит общего расклада сил. Я рассмотрю предложение голландцев. Но я хотел бы, чтобы Antonveneta остался итальянским банком”, – сказал один из инвесторов Delta Erre Маурицио Амендуни. Другой инвестор с 0,6% акций сказал, что внимательно изучит предложение ABN Amro.

Чтобы сделка была признана успешной, нидерландский банк должен собрать не менее 50% акций итальянского. ABN Amro считает Banca Antonveneta “идеальной платформой” для развития в Италии своего бизнеса.

Но какие бы планы ни строили банкиры, участь обеих сделок – в руках пожизненного председателя Банка Италии Антонио Фацио. Он уже сорвал не одну попытку иностранных банков купить итальянский финансовый институт, которые те предпринимали с начала 1990-х гг., когда были приватизированы многие крупные итальянские банки. По закону Банк Италии имеет право запретить любую сделку по слиянию и поглощению, если посчитает, что она может угрожать стабильности на рынке.

Фацио и другие итальянские руководители опасаются, что иностранные банки не будут так охотно предоставлять кредиты местным компаниям, как это делают итальянские. Один из крупнейших банков страны – Unicredito Italiano за последние несколько лет интересовался возможностью объединиться то с BBVA, то с Commerzbank, но позиция Банка Италии всегда мешала начать сколь-либо значимые переговоры. Сейчас ни один иностранный банк не имеет в итальянском более 15% акций.

На рассмотрение сделок у Банка Италии есть 30 дней. Некоторые наблюдатели полагают, что на этот раз ему будет трудно дать иностранцам от ворот поворот. Чарли Маккриви, новый комиссар Евросоюза по вопросам внутреннего рынка, потребовал от Фацио письменных заверений в том, что Италия будет способствовать созданию открытого и конкурентного банковского сектора.

“Теперь Фацио прекрасно осведомлен, что он больше не может защищать итальянские банки от иностранных конкурентов”, – говорит профессор Стефано Гатти, специалист по банкам и финансам из миланского Bocconi University. (Использованы материалы WSJ.)