Неожиданная отставка


Мертоф возглавлял китайское направление GM на протяжении пяти лет. До этого он занимал пост исполнительного вице-президента шанхайского офиса GM. Именно Мертоф сыграл ключевую роль в запуске крупнейшего предприятия компании в Китае – GM Shanghai. Новость об отставке Мертофа появилась не в самое лучшее для компании время. 17 марта GM объявила, что ожидает значительных убытков в I квартале, а прогноз прибыли на год был снижен вдвое.

General Motors, которой угрожает понижение кредитного рейтинга до спекулятивного, всегда подчеркивала успех своего китайского проекта, ожидая стабильной прибыли от этого рынка в ближайшее время. Но как и многие другие автопроизводители, GM пострадала от неожиданного снижения продаж в Поднебесной, вызванного усилением конкуренции и попытками китайского правительства снизить темпы экономического роста.

По данным Chinese auto makers industry group, за первые два месяца 2005 г. продажи автомобилей снизились на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в IV квартале 2004 г. чистая прибыль GM в Азиатско-Тихоокеанском регионе снизилась на 30% с $177 млн до $117 млн.

Во время телефонной конференции с аналитиками по итогам IV квартала финансовый директор GM Джон Дивайн сказал, что проблемы в Китае связаны со “снижением спроса на большие машины”. Тогда Дивайн выразил уверенность, что во второй половине 2005 г. ситуация улучшится. Более того, по окончании 2005 г. GM надеется увеличить продажи на 20%.

Впрочем, в некоторых районах Китая дела у GM не так плохи. Менеджер по продажам Buick в Пекине Занг Вей говорит, что в последние два месяца его продажи только росли. По его словам, основная масса покупателей этой марки – профессионалы в своем деле в возрасте 30–40 лет, а самая популярная среди них модель – это седан экономкласса Excelle.