Ориентир для эмитентов


Последний год российские компании перешли от разговоров об IPO к их проведению. Если с 1996 по 2003 г. IPO провели лишь четыре российские компании (“ВымпелКом”, МТС и “Вимм-Билль-Данн” на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE, а РБК – на РТС и ММВБ), то в прошлом году состоялось пять IPO, а с начала этого года – три: в феврале АФК “Система” выручила $1,6 млрд, продав 16,5% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE), производитель соков “Лебедянский” – $151 млн за 20% акций, а “Хлеб Алтая” – $8 млн за 10% акций. Объединенная финансовая группа предрекает, что до конца года пройдет еще 20 размещений, называя среди потенциальных эмитентов НЛМК, “НОВАТЭК”, Росбанк, МДМ-банк и др.

Портал Mergers.ru (“Слияния и поглощения в России”) был создан аналитической группой ReDeal весной 2004 г. Учредителями ReDeal стали бывший руководитель службы корпоративных финансов питерского “ЭГО-Холдинга” Юрий Гнатишин и советник председателя правления НАУФОР Иван Осколков. При составлении списка эмитентов Mergers.ru учитывал объем средств, привлеченных ими в ходе IPO, а список организаторов составлялся исходя из объема IPO, в которых инвестбанк выступал организатором. Если организаторов размещения было несколько, объем IPO делился между ними пропорционально.

Появление рэнкинга участников рынка IPO за 2004 г. отражает растущее число первичных размещений, ведь будущим эмитентам необходим ориентир для выбора инвестбанка и параметров IPO, говорит Елена Одягайло, руководитель по связям с инвесторами корпорации “Иркут”, в прошлом году привлекшей в результате IPO $127 млн.

Главным IPO прошлого года стала продажа Стальной группой “Мечел” 10% акций на NYSE за $291 млн, а с учетом проданных владельцами компании 1,5% сумма возросла до $335 млн. “Мечел” возглавил список эмитентов, а организовавший размещение швейцарский банк UBS занял 1-е место среди организаторов (см. таблицы). А самым активным андеррайтером стала “Тройка Диалог“: она поучаствовала в трех IPO – “Мечела”, “Калины” и “Открытых инвестиций”.

Из-за малого числа сделок список Mergers.ru, по мнению многих участников рынка, не совсем верно отражает положение дел. Одна сделка может исказить всю картину, отмечает менеджер ING Corporate Finance Джерон ван де Кромменакер. Он считает неверным делить объем размещения поровну между участниками сделки независимо от их роли. А по мнению Одягайло рэнкинг дает слишком общую картину: “Сравнивать IPO, которые проводили компании из разных секторов [экономики], на разных биржах, по законодательству разных стран, практически невозможно”.

Тем не менее многие российские компании с интересом отнеслись к появлению даже такого списка. “Это хорошая подсказка эмитентам, а мы не пренебрегаем никакой информацией, пусть даже от малоизвестной компании”, – говорит Геннадий Кирюшин, гендиректор и совладелец сотового оператора СМАРТС, который планирует IPO в 2006 г. СМАРТС будет ориентироваться не только на подобные списки, но и на свой опыт работы с финансовыми консультантами, добавляет Кирюшин. По мнению Одягайло, этот список пригодится компаниям лишь на начальном этапе подготовки к IPO – для того чтобы узнать основных участников этого рынка. Решающими же факторами при выборе организатора или андеррайтера, по ее мнению, станет соотношение цены и качества их услуг, а также профессионализм команды, оценить который могут компании, уже ставшими публичными.

Автор списков IPO Юрий Гнатишин надеется, что они помогут потенциальным эмитентам лучше ориентироваться на этом рынке. Рынок IPO только-только начал активно развиваться, поэтому ему необходим национальный индикатор, полагает он. С ним соглашается управляющий директор инвестиционно-банковского управления “Тройки Диалог“ Дмитрий Кушаев, который называет список первым положительным опытом: “У рынка [IPO] большие перспективы, только “Тройка” сейчас готовит несколько размещений”.