Анти-Бжезинский: Русская рулетка не для России


Захочет ли молодое поколение россиян играть в русскую рулетку революции еще раз? Этот вопрос я задал себе, прочитав недавнюю статью Збигнева Бжезинского “Русская рулетка” (The Wall Street Journal, 29.03.2005). На первый взгляд, а почему бы и нет? Ведь для того, чтобы окончательно устранить Россию с “мировой шахматной доски”, сделано немало. Да и шел разрушительный вектор не только извне.

По Бжезинскому выходит, что сегодня внешним недругам России и изобретать-то почти ничего не надо. Распаду СССР посодействовали, российскую олигархию выпестовали, бизнес к своим банкам привязали, значительную часть интеллектуального слоя прикормили, “демократические революции” в Грузии и на Украине провели. На подходе, как показывает – в их понимании – происходящее в Киргизии, другие “свершения” во имя нашего счастливого будущего.

Внутри страны за последние годы тоже проделана немалая работа: от люмпенизации большей части населения (на этом фоне просто разорвать связь поколений и раздуть протестный потенциал молодежи) до дискредитации института демократических выборов еще в 1996 г., когда принцип “цель оправдывает средства” оказался хорошим и для демократов.

Прав г-н Бжезинский: достижений за последние годы у нас наберется немного. Но если оценить степень нашего падения в начале 1990-х гг., то надо признать, что они есть и существенные. Опасаясь этого, но видя, что движение к восстановлению России как самобытной страны и самостоятельного фактора в международных делах остается непоследовательным, а также в расчете на известную финансовую уязвимость части властей предержащих “шахматист и К” форсируют перевод разыгрываемой против России партии в выигрышный, как они предполагают, эндшпиль.

В наступательном порыве “клеветники России” в особо сконцентрированном виде проявляют всю нравственно-философскую и политическую ущербность своей схемы “приведения в Кремль выпускника Гарварда”. Наша задача, воспользовавшись этим, провести достойную, говоря опять же шахматным языком, контригру.

И не надо комплексовать, как нам советует г-н Бжезинский, по поводу отношения к нам соседних стран (“или боятся, или презирают”). Уверен, он отдает себе отчет в том, как действительно относятся к США в Латинской Америке и какое мнение об этой стране превалирует в целом на планете. Это не мешает Вашингтону последовательно осуществлять свой внутренний и международный проекты.

Бжезинский, видимо, всерьез думает, что за пропагандируемым Вашингтоном примером, скажем, Латвии как образцового для США современного государства и партнера российское общество и особенно молодежь с ее обостренным чувством справедливости не способны увидеть двойной стандарт. А он очевиден в подходе к проблеме прав человека и национальных меньшинств, к вопросу о легитимности выборов и правящего режима, к теме истории.

Хотите поучить нас ведению диалога с “чеченцами-сепаратистами”? Призовите для начала свою протеже Вике-Фрейбергу вступить в диалог с “нелояльными”, как она их называет, русскими. Вас волнует “недемократичность” выборов в Белоруссии? А лишение четверти населения Латвии права голоса по политическим соображениям не волнует? Плохо избирать глав российских регионов решением их законодательных собраний? А избрание президентов в Латвии и Эстонии несколькими десятками голосов парламентариев вам нравится? Этот перечень можно без труда продолжить.

Теперь об истории. Нам предлагается ни много ни мало наше прошлое похоронить. А чтобы было легче, г-н Бжезинский ничтоже сумняшеся вешает на него ярлык преступного. Может быть, это наша страна когда-то приняла участие в интервенции против США с целью, воспользовавшись смутой, оторвать от нее окраины? Нет, это американский солдат в 1918–1920 гг. топтал землю российского Дальнего Востока. Может быть, в США в годы Второй мировой войны не интернировали проживавших в стране японцев в лагеря? Может быть, не было Хиросимы и Нагасаки, политических преследований времен маккартизма, не было войны во Вьетнаме?

А не лучше ли президенту Бушу во время визита в Ригу призвать президента Латвии и всех тех, кто прославляет “боевое прошлое” латышского легиона СС, покаяться не только за их участие в Холокосте, но и за уничтожение сочувствовавшего советской власти мирного населения в Латвии, за издевательства над военнопленными, за сотни выжженных российских и белорусских деревень, десятки тысяч убитых женщин, детей и стариков? Уверен, что самим латышам пошло бы на пользу, если бы в той же степени, в какой мы сказали правду о сталинизме и осудили в нем то, что заслуживает осуждения, они честно взглянули бы на правивший в Латвии в 1930-х годах диктаторский, ультранационалистический режим Ульманиса и открестились бы от его наследия, сохраняющегося в сегодняшней политике своей страны.

Пусть Бжезинский не волнуется: празднование 60-летия Победы не станет поводом для прославления Сталина. Как и празднование, например, юбилеев независимости США никто не рассматривает как праздник последовавшего за этой независимостью столетия рабства в южных штатах, массового истребления индейцев и военных действий против Мексики, в результате которых от этой страны в пользу США была отторгнута добрая половина ее территории. У всех есть свои скелеты в шкафу, и давайте не будем мешать друг другу спокойно разобраться со своей историей. Будь то “пакт Молотова – Риббентропа”, “мюнхенский сговор” западных держав с Гитлером или участие Польши в разделе Чехословакии.

Мы большую часть своей истории преодолели – не в стиле похоронных советов Бжезинского, а по Гегелю, диалектически. Один из вынесенных уроков состоит в том, что пришедший к нам из Западной Европы марксистский принцип “бытие определяет сознание” в России с ее духовной традицией не работает. Г-н Бжезинский этого, судя по всему, не понял. В этом слабость сконструированной им схемы печального будущего России.

А российская молодежь в русскую рулетку революции, уверен, больше играть не будет. Даже если ее к этому призовет 9 мая в Москве президент Соединенных Штатов. Да и каяться нам в этот день не пристало. Мы с честью отдадим долг памяти тем, кто одержал победу в священной для нас Великой Отечественной войне, спас Европу от нацизма и порабощения, возродил в русском и братских нам народах чувство достоинства и национальной гордости. Тем, кто своим ратным и трудовым подвигом, выдержав послевоенные испытания, предопределил решения XX и XXII съездов КПСС, реабилитацию невинно пострадавших, полет Гагарина, оттепель, помощь в политическом освобождении стран Азии, Африки и Латинской Америки и многое, многое другое, чем мы, россияне, искренне гордимся. А потом, с Божьей помощью, возьмемся за дела поважнее и поинтереснее, чем революции. Таких дел у России немало.