Березовский обиделся


Как рассказал “Ведомостям” адвокат Березовского Эндрю Стивенсон, иск подан на прошлой неделе в Высокий суд Лондона. По мнению адвоката, британский суд может взяться за это дело, поскольку программы НТВ транслируются на Великобританию через спутник. Ответчиками выступают сам Фридман и Альфа-банк. К НТВ у Березовского претензий нет. По словам адвоката, суд уже разрешил направить Фридману уведомление о подаче иска. Ответчику предстоит решить, согласен ли он судиться в Великобритании. Если Фридман не согласится, ему придется представить суду обоснование своих возражений. На это, по мнению Стивенсона, может уйти три-четыре месяца. Затем суд решит, рассматривать это дело или нет.

В ноябре 2004 г. Фридман победил в телевизионной дуэли Андрея Васильева, гендиректора издательского дома “Коммерсантъ”. В программе “К барьеру!” на канале НТВ дуэлянты обсуждали $11-миллионный иск, поданный “Альфой” против газеты за статью “Банковский кризис вышел на улицу”, опубликованную 6 июля. В ней рассказывалось об очередях в отделениях банка. “Альфа” обвинила газету в нагнетании паники (статья вышла в самый разгар летнего банковского кризиса) и подала самый крупный в российской истории иск против средства массовой информации. Неделю назад кассационная инстанция оставила в силе решение арбитража, удовлетворившего иск банкиров, но урезала сумму компенсации в 10 раз.

Березовский обиделся на Фридмана, который в пылу дуэли заявил, будто владелец “Коммерсанта” ему угрожал. Не понравилось Березовскому и утверждение Фридмана, будто он “угрожает всем”. Вчера опальный олигарх объявил, что подал против Фридмана иск с требованием признать эти заявления клеветой.

Фридман вчера отказался от комментариев. Вице-президент Альфа-банка Александр Гафин говорит, что узнал об иске из сообщений информагентств и до получения документов из суда банк не будет ничего комментировать.

Представитель Высокого суда Лондона не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию об иске. Он посоветовал корреспонденту “Ведомостей” прийти лично и, заплатив 5 фунтов, подать официальный запрос.

Размер материальных претензий в иске не указан, говорит Стивенсон, – по британским законам сумму компенсации определяет суд. “СМИ по подобным искам обычно платят 40 000–60 000 фунтов, но, поскольку речь идет о споре двух богатых граждан, какую сумму назначит суд, прогнозировать сложно”, – объясняет директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер.

Березовский в ответ на вопрос “Ведомостей”, сколько он хотел бы получить с Фридмана, рассмеялся и сказал: “Миллиард. Долларов”.

Американский журнал Forbes оценивает состояние Фридмана в $7 млрд. Активы Березовского русский Forbes оценил год назад в $620 млн, но сам магнат считает эту цифру заниженной.

“Я удивлен, что Фридман решил выяснять отношения с газетой в российском суде, – объясняет подачу иска Березовский. – “Коммерсантъ” распространяется за границей, и логично было бы судиться в стране, где суд независим. Я хочу доказать, что можно решать вопросы цивилизованно, поэтому и обратился в британский суд”.

Британская юрисдикция считается одной из самых благоприятных для истцов, которые пытаются защитить свое достоинство и деловую репутацию, говорит Рихтер. На них распространяется презумпция невиновности, и доказывать свои слова должны ответчики.

Березовский не впервые просит лондонский суд защитить его от клеветников. В 1997 г. он потребовал признать клеветой статью в Forbes, где его называли главой русской мафии. После шестилетней тяжбы бизнесмен отозвал свои претензии, а Forbes впервые за свою историю опубликовал опровержение статьи.

Если иск Березовского будет удовлетворен, судьи могут обязать Фридмана публично опровергнуть заявление в любой форме – например, созвать пресс-конференцию или купить время на каком-нибудь телеканале.

Березовский подал в суд не ради денег, полагают наблюдатели. “Он зарабатывает деньги на политике, и все его действия надо рассматривать как политику”, – говорит председатель совета директоров “Ренессанс Капитала” Олег Киселев. А президент Института национальной стратегии Станислав Белковский считает, что своим иском Березовский “хочет создать тяжелую психологическую и юридическую атмосферу на Западе вокруг тех, кто пытается использовать против него в России административный ресурс”.