Coca-Cola призналась


Сумму сделки и размер приобретаемого пакета в компаниях не раскрывают. Аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов оценивает “Мултон” в $700 млн, его коллега из “Атона” Алексей Языков – в $500 млн, а Александр Свинов из Альфа-банка считает, что сумма сделки составила $600–650 млн. Но источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что покупатели заплатили “не больше $500 млн”.

The Coca-Cola Company – крупнейший в мире производитель безалкогольных напитков с оборотом около $22 млрд. Ему принадлежат 24% греческой Coca-Cola Hellenic Bottling Company (HBC) – компании с оборотом $5,7 млрд. В России греческой компании принадлежат 11 заводов по выпуску газировки, а аналитики оценивают ее оборот в России в $700 млн.

Между Coca-Cola Hellenic Bottling Company и Coca-Cola Company “достигнуто соглашение о совместном приобретении компании “Мултон”, ведущего производителя соков в России. Закрытие сделки запланировано на апрель 2005 г. и подлежит одобрению уполномоченных органов”, объявили вчера в греческой компании. Представитель компании уточнил, что Coca-Cola HBC и Coca-Cola Company участвуют в сделке в равных долях.

Coca-Cola уже получила добро на сделку в Федеральной антимонопольной службе и ждет одобрения Еврокомиссии. Представитель Еврокомиссии сообщил, что решение будет принято до 22 апреля.

Менеджеры Coca-Cola и “Мултона” сейчас разрабатывают план действий на соковом рынке, говорит представитель “Мултона” Сергей Лавриненко. “Вскоре будет сформирован новый совет директоров “Мултона”, куда войдут его гендиректор Александр Критский и топ-менеджеры Coca-Cola”, – добавляет представитель российского офиса Coca-Cola Company Владимир Кравцов.

Экспансия Coca-Cola на российском рынке – знаковое явление, убеждены аналитики. “Это говорит инвесторам о перспективах всего потребительского рынка”, – говорит Ибрагимов. “В соковом сегменте повторяется ситуация с российским рынком пива”, – добавляет Свинов. О привлекательности сокового рынка говорит и удачное IPO холдинга “Лебедянский”, которому недавно удалось продать 19% акций за $151 млн. По оценке “Бизнес Аналитики”, объем российского рынка соков превышает $2 млрд и в ближайшие два года будет расти на 5–10%.

Впрочем, приход Coca-Cola едва ли серьезно изменит расстановку сил на рынке. “У них достойные конкуренты, которые отдавать долю не будут”, – уверен Ибрагимов. “Конкуренция и так довольно жесткая”, – говорит представитель “Лебедянского” Александр Костиков.

В 2001 г. Coca-Cola уже пыталась развернуться в России с популярным в Америке соковым брэндом Minute Maid, но проект оказался неудачным. Сейчас компания разливает Minute Maid в небольших количествах для русского “Макдоналдса”.

“Жизнь на российском соковом рынке становится все интереснее” – так прокомментировал приобретение “Мултона” конкурентом вице-президент российского подразделения PepsiCo Александр Шальнев.

Именно PepsiCo аналитики называют следующим потенциальным покупателем соковых активов в России. Наиболее вероятным объектом для приобретения они считают группу “Нидан”, на подмосковном заводе которой Pepsi Bottling Group (PBG) с 2003 г. разливает свой главный соковый брэнд Tropicana. “Нидан” планирует в 2007 г. провести первичное размещение своих акций на бирже, а его менеджеры утверждают, что переговоры о продаже бизнеса с PepsiCo не ведутся. “Но мы открыты к любым переговорам”, – отмечает исполнительный директор “Нидана” Ольга Еремеева.

“Нам, безусловно, очень интересен российский рынок соков”, – говорит представитель PepsiCo, отказавшись комментировать предположения аналитиков. Ибрагимов из “УралСиба” оценивает стоимость “Нидана” в $350–400 млн.