Компромисс невозможен


Сегодня бюджетная комиссия во главе с премьером Михаилом Фрадковым рассмотрит подготовленные Минэкономразвития сценарные условия и прогноз развития экономики на 2006–2008 гг. Они сверстаны исходя из цены отсечения в стабфонд в $27 за баррель нефти (сейчас – $20). В материалах Минэкономразвития говорится, что при нынешней мировой конъюнктуре ($39 за баррель Urals) в стабфонде к началу 2005 г. будет 1,5–1,6 трлн руб.

Несмотря на большой резерв, в 2006 г. российский бюджет может столкнуться с серьезными трудностями, следует из расчетов Минэкономразвития. Цена барреля может упасть до $34, и вместе со снижением импортных пошлин и налоговыми новациями это лишит казну 800 млрд руб. и еще по более чем 1 трлн руб. в 2007–2008 гг. При этом примерно на 860 млрд руб. вырастут расходы: власти обещали проиндексировать в 2006 г. зарплаты бюджетников, пенсии и денежное довольствие военнослужащих и планируют увеличить госинвестиции на 135 млрд руб. до 464 млрд руб.

“Чтобы со всем этим справиться, надо поднять цену отсечения до $32–33 за баррель, причем бюджет оказывается дефицитным уже при $30–31 за баррель”, – резюмирует замдиректора департамента Минэкономразвития Геннадий Куранов. Если оставить цену отсечения в $27 за баррель, из стабфонда все равно придется забирать 500–600 млрд руб. в год, что подорвет финансовую устойчивость и разгонит инфляцию.

Минэкономразвития предлагает правительству не рисковать и урезать на 400–450 млрд руб. расходы. Если не трогать социальные статьи, сэкономить можно лишь на госинвестициях и расходах на оборону, сохранив их на уровне 2005 г. “Тогда мы нанесем удар по экономической динамике”, – сетует чиновник Белого дома. По его расчетам, темп роста ВВП сократится с ожидаемых в 2005 г. 6,3% до 5,5–5,9%, хотя бюджет и сохранит профицит в 2% ВВП. Но без реструктуризации расходов казны и сокращения дефицита Пенсионного фонда “невозможно найти компромисс” между установками на финансовую устойчивость и бюджетный профицит, с одной стороны, и развитие экономики с ростом жизненного уровня, с другой, резюмируют авторы доклада.

Урезать гособоронзаказ вряд ли получится – Совет безопасности сделал эти расходы приоритетными, напоминает директор департамента Минфина Алексей Лавров. По его мнению, “небольшой резерв” для сокращения можно найти в госинвестициях.

Эксперты не согласны. Если Минобороны, например, собирается заказать больше танков, то серьезных аргументов для этого военные не найдут, а если современную техника космического наблюдения, то надо сравнить закупочные цены с мировыми, говорит Виталий Цымбал из Института экономики переходного периода. Наоборот, “замораживать” наполовину построенные за счет госвложений объекты “неправильно”, убежден замдиректора межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.

Цена отсечения волнует Фрадкова в “пятую очередь”, утверждает чиновник Белого дома. “Если вы железно обосновали 6% [роста ВВП] и макроэкономика защищена от разгона инфляции, тогда мы идем к президенту и говорим [об этом]”, – формулирует он позицию премьера. Но руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович призывает правительство не выпускать из фокуса поставленную президентом цель – удвоение ВВП.