Опционы для избранных


Руководство “Газпрома” много лет бьется за то, чтобы для него была введена система стимулирования по западному образцу. Сейчас сотрудники “Газпрома”, включая топ-менеджмент, помимо фиксированного оклада получают премии по итогам года, к юбилейным датам и за выполнение отдельных заданий. В минувшую среду вопрос о программе стимулирования для менеджеров наконец был вынесен на рассмотрение совета директоров “Газпрома”. Но чиновники, занимающие большинство мест в совете, отправили документ на доработку.

Руководство “Газпрома” просит выделить на трехлетнюю опционную программу 0,025–0,06% акций компании (6–14,4 млн штук) общей стоимостью $17,1–41,1 млн. Акции монополии предлагалось распределить среди топ-менеджеров “Газпрома”: председателя правления, его заместителей, членов правления и гендиректоров “дочек” “Газпрома” (всего 70 человек). Они смогли бы выкупить свой пакет через три года по фиксированной цене ($2,86 за акцию). А до этого бумаги оставались бы в залоге у “Газпрома”, который продолжал бы голосовать ими, а топ-менеджеры получали бы на них дивиденды. Программа предусматривала и отказ от выкупа.

Однако чиновникам не понравилось, что в опционной программе сможет участвовать лишь узкий круг менеджеров “Газпрома”. Сразу два участника заседания рассказали “Ведомостям”, что госпредставители в совете предложили расширить число ее участников, но не сказали, как именно. А вот число участников бонусной программы “Газпрома” чиновники, напротив, предложили сократить за счет руководителей отделов монополии. Им “Газпром” предлагал выплачивать бонусы по итогам года наряду с топ-менеджерами.

Кроме того, “Газпром” предлагал привязать выплату бонусов как к относительным показателям, например удельным затратам в добыче и транспортировке, так и к абсолютным – к объему добычи газа, рассказывает один из собеседников “Ведомостей”. Чиновники предложили отказаться от использования абсолютных показателей.

Чиновник Минэкономразвития подтвердил, что его ведомство готовило замечания к программе стимулирования “Газпрома”. А один из участников совещания отмечает, что больше всех замечаний по программе стимулирования менеджеров “Газпрома” внес именно Герман Греф.

В “Газпроме” рассчитывают, что вопрос будет вынесен на один из ближайших советов директоров и уже по итогам этого года руководители монополии получат свои бонусы. Компании нужен четкий и понятный механизм стимулирования работников высшего звена, говорит представитель “Газпрома”. По его словам, сейчас в компании существуют премии, но нет системы их привязки к результатам деятельности.

“Газпром” предложил слишком узкий круг для участников опционной программы и чиновники справедливо это заметили, говорит управляющий партнер Ward Howell Сергей Воробьев. Он предлагает расширить программу, например, за счет руководителей департаментов, ведь они также оказывают значительное влияние на работу компании.

Так, в программе стимулирования менеджмента РАО “ЕЭС России” участвуют не только руководители, но и сотрудники. Решение о том, кто сколько акций получит, принимали члены правления, напоминает представитель РАО Марита Нагога. При этом размер квартальной и годовой премии зависит от выполнения ряда ключевых показателей.

Сергей Воробьев советует государству не отказывать менеджерам в принятии программы. “Детали важны, и их надо прорабатывать, но полный отказ от программы породит коррупцию”, – прогнозирует он.