По следам итальянцев


О том, что Vestel планирует в сентябре ввести в эксплуатацию линии по сборке стиральных машин и холодильников в Александрове, “Ведомостям” рассказал Зия Озтюрк, заместитель гендиректора по маркетингу и продажам Vestel. “Новая линия будет введена рядом с уже действующим производством телевизоров”, – говорит Озтюрк. Инвестиции в проект составят порядка $55 млн, проектная мощность линий – 1 млн холодильников и 1 млн стиральных машин в год. “Пока линия не заработает на полную мощность, мы рассчитываем собирать в год не более 250 000–500 000 холодильников и стиральных машин”, – уверяет представитель Vestel.

В администрации города Александрова “Ведомостям” подтвердили намерение Vestel. “Для установки новой линии компании уже выделили участок земли в 8 га”, – говорит чиновник. По его словам, проект предусматривает также строительство новой трансформаторной подстанции. Дополнительно в этом году Vestel планирует инвестировать в расширение александровского телевизионного завода около $5 млн и смонтировать еще одну линию по сборке телевизоров с доведением годового выпуска до 1 млн штук, говорит Озтюрк.

Заявленные Vestel объемы производства позволят турецкой компании составить конкуренцию лидеру рынка крупной бытовой техники – Indesit Company, которая контролирует до 35% продаж. Но директор Indesit Company в странах СНГ и Балтии (представляющей на российском рынке торговые марки Ariston, Indesit, Stinol) Каха Кобахидзе уверен, что выход Vestel на рынок крупной бытовой техники не повлияет на лидирующие позиции итальянской компании. По его словам, в 2005 г. Indesit Company планирует произвести в Липецке 1,5 млн холодильников и 500 000 стиральных машин. По оценке менеджера по маркетингу департамента бытовой техники компании Samsung Electronics Rus Сергея Фомичева, емкость российского рынка холодильников в 2005 г. составит 4 млн штук, а стиральных машин – 3,5–3,7 млн штук. Темпы роста составят порядка 10%. “Vestel заявляет слишком серьезные объемы производства, чтобы реализовать продукцию, им придется установить на технику минимальную цену”, – считает Фомичев. По его словам, среднерыночная цена на стиральную машину составляет порядка $400.

Слишком смелыми назвала планы Vestel менеджер по рекламе и PR компании “БСХ Бытовая техника” (представляющей в России бытовую технику марок Bosch, Siemens, Gaggenau, Neff) Наталья Боброва. “Нам не ясно, в каком ценовом сегменте они представят технику. К тому же покупатели, выбирая холодильник или стиральную машину, ориентируются на уже известные на рынке марки. Выход нового производителя должна сопровождать мощная рекламная кампания, а это может стоить Vestel нескольких дополнительных миллионов долларов”, – говорит Боброва. Андрей Деревянченко, президент компании “Голдер-Электроникс” (производящей бытовую технику под торговой маркой Vitek), напротив, считает, что Vestel имеет все шансы на успех. По его словам, рынок крупной бытовой техники имеет большой потенциал и его рост составляет не менее 30% в год. “К тому же у Vestel уже есть опыт, в Турции у компании уже давно существует налаженное производство крупной техники”, – поясняет Деревянченко.

Vestel станет далеко не первой компанией, начавшей производство техники в России. По словам Александра Пляцевого, президента РАТЭК, на многих иностранных производителей повлиял “пример Merloni (Италия), которая первой перенесла производство белой техники в Россию, вследствие чего опередила европейских и азиатских конкурентов”. Вслед за Merloni, вложившей 50 млн евро в собственное предприятие в Липецке, производство стиральных машин в России мощностью около 300 000 машин в год и стоимостью 10 млн евро открыла в Санкт-Петербурге шведская компания Electrolux. А в начале марта немецкая компания Bosch und Siemens Hausgeraete подписала договор “Об осуществлении инвестиций” с администрацией СПб. Стоимость первой очереди предприятия составит 45–50 млн евро. О своих планах по строительству производственного комплекса в Московской области стоимостью $150 млн в конце 2004 г. объявила также компания LG.