Поделитесь “Юганском”


В 2003 г. “ЮКОС” был самой дорогой российской компанией – его капитализация достигала $40 млрд. Но Федеральная налоговая служба предъявила компании налоговые претензии на общую сумму $27,5 млрд. И в декабре 2004 г. за долги был продан ее главный добывающий актив – “Юганскнефтегаз”, сейчас 76,9% его акций принадлежит “Роснефти”. Все это время цена акций “ЮКОСа” стремительно падает. Вчера в РТС стоимость компании составляла всего $1,26 млрд. Миноритарные акционеры “ЮКОСа”, а также держатели его конвертируемых облигаций считают, что менеджеры компании и его аудитор PricewaterhouseCoopers скрывали от инвесторов истинное положение дел в компании. Для возмещения своих убытков от падения котировок акций инвесторы подали коллективный иск в один из нью-йоркских судов (его рассмотрение начнется в апреле).

Но вчера инвестфонд Shipston Group Ltd предложил миноритариям “ЮКОСа” добиваться возвращения собственных инвестиций и от российских властей. “В борьбе с [экс-главой “ЮКОСа” Михаилом] Ходорковским Кремль решил забрать все активы компании. Мы считаем, что нас ограбили, и хотим вернуть свои деньги. Мы хотим долю в “Юганске”, который по сути был экспроприирован”, – заявил “Ведомостям” московский представитель Shipston Фрэнсис Скола. По словам Сколы, Shipston купил около 2 млн ADR “ЮКОСа” в середине 2004 г. (уже после ареста Михаила Ходорковского и предъявления налоговых претензий “ЮКОСу”. – “Ведомости”). За бумаги фонд заплатил примерно $40 млн. И сейчас хотел бы, чтобы российское правительство вернуло ему эти деньги или отдало пропорциональную долю в “Юганске”.

Скола рассказывает, что официального предложения Shipston чиновникам еще не делал. Но обещает подать соответствующий иск в один из международных судов. По словам собеседника “Ведомостей”, это может быть коллективный иск – от группы миноритарных акционеров “ЮКОСа”. Он утверждает, что уже ведет соответствующие переговоры с другими портфельными инвесторами.

В частности, утверждает Скола, переговоры ведутся с Capital Group и Prosperity Capital Management. По словам представителя Prosperity Capital Management, Shipston обращался к компании с таким предложением. Примет ли она его, он не уточнил. В Capital Group от комментариев отказались.

Зато владелец контрольного пакета акций “ЮКОСа” – Group Menatep с удовольствием поддержал инициативу Shipston. По словам управляющего директора группы Тима Осборна, “то, чем занимаются эти люди, – правильно”. По его словам, миноритарные акционеры компании “имеют те же права, что и основные”. “Правильно то, что они пытаются вернуть украденное у них имущество”, – резюмирует Осборн.

Но чиновники и эксперты этого мнения не разделяют. Чиновник аппарата правительства прогнозирует, что у Shipston ничего не получится. Такого же мнения придерживается и источник, близкий к Кремлю. “Мало того, что они должны доказать, что падение котировок – это вина государства. Непонятно, почему они требуют акции “Юганска”, ведь обычно речь идет о возмещении ущерба деньгами”, – недоумевает собеседник “Ведомостей”.

Партнер юридической фирмы Marks & Sokolov Сергей Соколов отмечает, что если акции “ЮКОСа” были куплены после ареста Михаила Ходорковского и предъявления нефтяной компании налоговых претензий за 2000–2001 гг., то “для покупателей это были очень рисковые инвестиции”. В этом случае истцы вряд ли смогут рассчитывать на понимание в суде, считает Соколов. Аналитик МДМ-банка Антон Затолокин соглашается, что подобные инвестиции “могут позволить себе только фонды, склонные к риску”. “Даже если все происходившее и выглядело политически мотивированной кампанией против “ЮКОСа”, формально чиновники действовали в рамках закона, основываясь на решениях суда. Поэтому я сомневаюсь, что им удастся чего-то добиться от России, – говорит аналитик. – Скорее, они смогут выиграть подобный иск, если предъявят его к “ЮКОСу” и его руководству”.