Творцы и монстр
Над проектом трудилась целая группа знаменитых архитекторов и дизайнеров. В результате на мадридской Avenida de America вырос огромный каменный монстр, который заставил содрогнуться все остальные дизайнерские отели мира.
Франкенштейны, создавшие нового монстра, не захотели сотрудничать с одним- единственным архитектором. Руководство крупной гостиничной сети Испании Silken Hotels решило, что над проектом одной гостиницы должна работать сразу целая группа творцов. Только так, по их мнению, можно привлечь внимание путешествующих бизнесменов, которые уже давно пресытились изысками размещения в дизайнерских отелях.
Следует отметить сразу: новая гостиница не очень удачно расположена. Ее фасад смотрит на дорогу с двухсторонним движением. Однако этот недостаток с лихвой окупается необычной архитектурой самого здания. Первый и 12-й этажи созданы обладательницей архитектурной премии Притцера за 2004 г. Захой Хадид и самым популярным современным архитектором Франции Жаном Нувелем. Между двумя супермодными уровнями находятся этажи, оформленные сэром Норманом Фостером, Дэвидом Чипперфилдом, Роном Арадом, Джоном Паусаном, Аратой Изозаки и другими.
Эклектичный стиль отеля удивляет. Кому-то он может показаться совершенно абсурдным. Тем не менее гостиница выглядит именно так, как замыслили ее архитекторы. Она похожа на многоэтажный магазин на углу улицы. Неизвестно, решится ли кто-нибудь построить такой же отель в другом месте земного шара или Hotel Puerta America станет первой и последней подобной гостиницей в мире.
Автор нового проекта, председатель совета директоров Silken Hotels Антон Иракулис, ранее занимался строительством. И много раз сталкивался по работе с Фостером и Нувелем. Тем не менее глава компании, которая владеет 25 роскошными отелями в разных уголках Испании, мечтал привлечь к проекту как можно больше известных архитекторов. Новый отель насчитывает 360 комнат, а его сооружение обошлось в 75 млн фунтов стерлингов ($141,2 млн). Но не переборщил ли Иракулис, собрав под эгидой проекта 19 опытных и талантливых творцов?
Интересно, что некоторые приглашенные дизайнеры именно так и подумали, но предпочли промолчать. Им сказали, что они должны выразить в интерьере гостиницы особенности своей личности – и многие из них так и поступили. К примеру, дизайнер и архитектор Рон Арад совместил ванну и кровать, выкрасил это странное сооружение в кроваво-красный цвет и установил его посреди комнаты. А Заха Хадид разукрасила помещение своими подписями и оформила его в том же стиле, который использовала ранее при сооружении Центра современного искусства в Цинциннати (США).
В целом гостиница производит впечатление здания из ночного кошмара. Кажется, будто архитекторы устроили какой-то неприличный междусобойчик и совсем не подумали о публике. Так, Нувель признается, что идея дизайна комнат возникла из “размышлений о женском теле и любовных играх”. Архитектор Кэтрин Финдлей заявила, что в созданных ею апартаментах можно испытать лучший в жизни оргазм. А японец Арата Изозаки туманно рассуждает о том, что в оформленных им комнатах царит тьма.
Конечно, в официальных интервью архитекторы выражали пламенную благодарность заказчику, который дал им полную свободу самовыражения. Однако в частных беседах тон высказываний менялся. Многие обвиняли владельцев отеля в неправильном подходе к делу. Известно, что в группе архитекторов не раз возникали трения, потому что каждый привык делать все по-своему и не хотел считаться с другими. Например, Рона Арада ужасно раздражал подход Жана Нувеля к оформлению фасада. Арад считал, что идеи Нувеля стесняют его творческую свободу, потому что он вынужден учитывать особенности архитектуры фасада при оформлении интерьера номеров. “Боюсь, что наше сотрудничество превратилось в настоящий гротеск, – говорит Арад. – Организаторы бездумно собрали самых известных архитекторов. Они рассчитывали, что громкие имена привлекут в будущем клиентов”. С этой точкой зрения согласен и Чипперфилд. “К сожалению, сегодня архитектура стала частью продвижения отеля на рынке”, – говорит он.
В последний раз столь солидная группа известных архитекторов совместно работала над одним проектом в 1947 г. ООН наняла тогда 10 специалистов, которые заседали несколько месяцев подряд и каждый день обсуждали, как выразить в современной архитектуре идею счастливого мирного будущего. Так возникла идея построить здание ООН в форме корабля, на котором все нации вместе плывут в завтрашний день. Впоследствии американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт саркастически заметил, что проект оказался настоящим фиаско. “Этот корабль надо было бы отправить в ад”, – сказал он.
…Hotel Puerta America распахнет свои двери в мае. И его владельцам остается лишь надеяться, что первые посетители не выскажутся в духе Райта. (FT, 20.03.2005, Мария Подцероб)