ВЕКТОР


Регионы снова готовы занимать

Нижегородская область полностью рассчиталась по внешним долгам. Областной минфин перечислил на счет платежного агента, Deutsche Bank, около $25 млн, поставив точку в не самой привлекательной истории из жизни региона. Началось все в 1997 г., когда нижегородская администрация привлекла на международном рынке $100 млн на пять лет под 8,75% годовых. Деньги понадобились на благие цели – более 70% займа была выдано 19 предприятиям и муниципальным бюджетам под инвестиционные проекты. Но кризис 1998 г. резко ухудшил финансовое состояние субзаемщиков, и они не смогли обслуживать свои долги. На грани дефолта оказалась и сама Нижегородская область. Правда, в декабре 1999 г. ей удалось договориться с держателями еврооблигаций о реструктуризации долга. Заем был разбит на пять траншей, и вчера кредиторы получили последнюю порцию своих денег. Однако плодами успешного погашения в виде повысившегося доверия инвесторов Нижний сможет насладиться лишь на внутреннем рынке. После кризиса привлекать деньги за рубежом российские регионы могут только для рефинансирования прежних обязательств. А таких долгов осталось немного – всего два выпуска еврооблигаций Москвы – на 400 млн евро, погашаемый в апреле 2006 г., и на 374 млн евро – в октябре 2011 г. В платежеспособности российской столицы иностранцы практически не сомневаются (международные агентства оценивают ее бумаги на одном уровне с суверенными евробондами) и не прочь ссудить денег и другим регионам. Возможно, Минфину пора инициировать поправки в Бюджетный кодекс и позволить привлекать дешевые западные деньги и региональным заемщикам.

Игра по новым правилам

Операторов дешевой телефонной связи через Интернет (IP-телефонии) напугали принятые в среду правительством “Правила присоединения сетей электросвязи”. Интернетчики вчера направили открытое письмо Владимиру Путину, в котором потребовали переработать новые правила. Они говорят, что теперь IP-телефония фактически запрещена, компании обязали отдавать весь трафик оператору международной и междугородной телефонной связи. По оценкам IP-телефонистов, вне закона окажется работа более 2000 операторов с общим оборотом $300 млн в год. Однако аналитики “Ренессанс Капитала” сомневаются, что эффект для IP-телефонии окажется столь значительным, и считают, что пострадают от нее в первую очередь мелкие операторы. Аналитики полагают, что значительную часть доходов от IP-телефонии получают крупные альтернативные операторы, которые в любом случае получат лицензию на дальнюю связь. А множество мелких компаний зарабатывают на IP-телефонии лишь $100–150 млн в год, т. е. около 10% доходов от дальней связи, пишут в отчете аналитики “Ренессанса”, но деятельность таких операторов трудно проконтролировать не только у нас, но и в других странах. А значит, часть операторов IP-телефонии легализуется, а часть – уйдет в глубокое подполье.

Делить или не делить?

“Кузбассэнерго” – единственная региональная энергосистема, станции которой в процессе энергореформы планируется разделить между двумя территориальными генкомпаниями (ТГК). Такое решение принял совет директоров РАО “ЕЭС России”. В противном случае, по мнению Федеральной антимонопольной службы, в регионе сохранится монополия и никакого свободного рынка не появится. Больше всего этого не хочет Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), владеющая более 40% акций “Кузбассэнерго”. Ведь тогда после реформы РАО “ЕЭС России” она станет не крупнейшим акционером одной из самых больших генкомпаний страны, а получит доли в компаниях, размером вдвое меньше единой ТГК. Поэтому угольщики уже давно пытаются доказать и РАО, и чиновникам, что делить генерацию компании не нужно. РАО ЕЭС стремлений СУЭК не разделяет, потому что боится сохранения монополии. Но, похоже, угольщикам уже многих удалось склонить на свою сторону. Вчера гендиректор “Кузбассэнерго” Сергей Михайлов как о деле решенном объявил, что все станции энергосистемы останутся в одной компании. А источник, близкий к совету директоров “Кузбассэнерго”, утверждает, что поддержать СУЭК решил и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, и они даже подписали договор, по которому пообещали друг другу добиваться сохранения всех станций компании в одной ТГК. И собираются развернуть активную работу с федеральными чиновниками. Возможно, в этом случае СУЭК удастся переломить сопротивление РАО. Ведь энергохолдинг контролирует государство, и его менеджеры обязаны выполнять решения чиновников.