ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Медведи против драконов


Тема развития высоких технологий в России неожиданно стала модной. Многие соглашаются, что от сырьевой зависимости бюджет страны могут освободить только они.

Что нужно для взрывного развития высокотехнологичных отраслей? Во-первых, интеллектуальные ресурсы – они в стране есть, во-вторых, твердая государственная воля – уже объявлена, в-третьих, потребности рынка – очевидно, что внутренний спрос растет. Получается, что осталось лишь найти направление движения.

Программа развития технопарков, обсуждаемая сейчас в правительстве, возможно, и повысит конкурентоспособность предприятий, занимающихся высокотехнологичными разработками и программным обеспечением. А возможно – создаст очередную налоговую лазейку для совсем других умельцев. Если эта программа и будет реализована с высокой степенью эффективности, она все равно не будет иметь сильного мультипликативного влияния на экономику. Восстановить высокий уровень технологического производства возможно в случае появления внутреннего спроса на конечные высокотехнологичные продукты. Чем масштабнее и сложнее они будут, тем больше компаний войдут в цепочку производственной кооперации. Появятся и экономические стимулы для создания и восстановления отечественных технологических предприятий. Начнут возрождаться конструкторские команды, появятся люди, способные работать на современном уровне. Такими проектами могут стать, например, отечественный массовый компьютер на собственной элементной базе, система геопозиционирования ГЛОНАСС, среднемагистральный самолет, новый вертолет, локомотив.

Экономическая политика страны, таможенное и налоговое регулирование пока что не способствуют подобным проектам. Ввоз в Россию готовых изделий выгоднее, чем импорт комплектующих деталей. Например, на ввоз пластин, являющихся основой для будущих микросхем, таможенная пошлина 10%, а на готовые китайские микросхемы – нулевая.

Почему в России невыгодно производить мобильный телефон? Потому что на ввоз готового мобильного телефона установлена таможенная пошлина 5%, а на ввоз комплектующих для него – 10–20%. Так мы поддерживаем высокотехнологичные сборочные производства Азии. Результатом этой политики стало то печальное положение, в котором оказалась российская микроэлектронная отрасль. Из более чем сотни микроэлектронных предприятий, работавших в советское время, сохранилось около десятка. Большинство из них отстало от зарубежных конкурентов на несколько технологических поколений. Появилась реальная опасность попадания российской оборонной техники в зависимость от импортной элементной базы. Но даже в таких неблагоприятных условиях отдельные предприятия смогли выжить, ориентируясь на рынок телекоммуникационного оборудования и бытовой электроники. Но для развития отрасли необходимы долгосрочные инвестиции – на срок 5–7 лет. Многие ли компании или банки могут позволить себе подобную роскошь? Не думаю. И тут на помощь должна прийти государственная промышленная политика, способная превратить немногие успешные примеры в норму для отрасли.

Япония в 50-е годы, “азиатские драконы” в 70-е, а Китай в 90-е модернизировали свою промышленность через развитие высокотехнологичных отраслей. Начав со сборки, они подготовили собственные инженерные кадры, научились выпускать качественную продукцию (от микросхем до спутников), успешно вписались в глобальное производство. У каждой из этих стран была четко выраженная государственная воля, которой подчинялись все остальные задачи.

Все крупнейшие западные хай-тек корпорации открыли в России “отверточную” сборку. Наши зарубежные партнеры увеличивают долю на российском рынке, который привлекателен своими темпами роста. Спрос на электронику, который сейчас удовлетворяется импортом, растет, в том числе и со стороны госкомпаний. Сможет ли государство воспользоваться этим растущим внутренним спросом для восстановления технологического потенциала России?