За дефекты заплатят менеджеры


После того как в 2000 г. Mitsubishi Motors объявила, что на протяжении многих лет скрывала информацию о дефектах в своих автомобилях, ее продажи неуклонно падали. В прошлом году Mitsubishi сделала еще одно неприятное признание: в автомобилях компании вновь были обнаружены скрытые дефекты. В частности, в 2002 г. автомобили Mitsubishi побывали в двух крупных авариях в Японии, повлекших гибель людей. Экспертиза показала, что причиной могли стать дефекты сцепления. Компания провела расследование с участием независимых юристов, результаты которого в среду направила в правительство. В нем содержатся претензии к бывшим менеджерам компании, включая нескольких экс-президентов. Бывшим руководителям Mitsubishi вменяется в вину плохая организация отзыва дефектных автомобилей, ответственность как управляющих за сокрытие информации о дефектах и непрофессиональное поведение после их обнаружения.

Осаму Масуко, назначенный президентом Mitsubishi в этом году, заявил, что выплаты от бывших топ-менеджеров будут добровольными и компания не собирается подавать против них иск. Максимальная сумма выплат равняется сумме их выходного пособия. Кроме того, компания потребует денег с 10 менеджеров рангом пониже, которые отвечали за контроль качества, продажи и научную работу. Все они работали в Токийской штаб-квартире Mitsubishi. С них новое руководство постарается получить хотя бы часть выходного пособия, которое составило 350 млн иен ($3,3 млн).

По словам президента Масуко, решение наказать бывших руководителей далось нелегко. Среди виновников были названы имена бывшего президента Mitsubishi Кацухико Кавасое, который покинул пост в 2000 г., и бывшего председателя совета директоров одного из подразделений Такаши Усами. Оба руководителя проходили по уголовному делу, возбужденному после одной из аварий в 2002 г. с летальным исходом. Их пытались засудить за преступную халатность, но суд признал их невиновными.

Доклад о проведенном расследовании, по словам Осаму Масуко, должен показать, что Mitsubishi Motors порвала с прошлым. “Образ мыслей в компании изменился, и я сделаю все, чтобы подобное больше не повторилось”, – сказал президент.

За последние годы нескольким президентам Mitsubishi уже пришлось уйти со своего поста с позором. Десятилетиями Mitsubishi Motors вела двойной учет жалоб автолюбителей, пагубная практика продолжилась, после того как он был компьютеризирован в 90-е. Компания также втихую исправляла дефекты и не сообщала об отзывах. Никто не нес ответственности, и многие люди, принимающие решение, забыли о безопасности водителей. А после того как спустя годы скрытые дефекты стали уже массовым явлением, все боялись сказать об этом вслух.

После того как разразился скандал пять лет назад, Mitsubishi пыталась разрешить свои проблемы с помощью союза с DaimlerChrysler. Но в прошлом году DaimlerCrysler прекратил финансовую поддержку Mitsubishi и автопроизводитель получил помощь от Mitsubishi Group – конгломерата, в который входят банк, трейдинговая компания и производитель машинного оборудования.

Ожидается, что в 2004–2005 финансовом году, закончившемся 31 марта, чистые убытки Mitsubishi составят 473 млрд иен ($4,4 млрд). (Использованы материалы DJ.)