ING берет рубли


Размещение кредитных нот состоялось в минувший четверг, рассказал “Ведомостям” Степан Амосов, менеджер по организации выпусков ценных бумаг в местной валюте “ИНГ Банк (Евразия) ЗАО” – российской “дочки” ING. Бумаги, пояснил он, привязаны к кредиту, выданному РосБР под гарантии российского правительства для финансирования программ развития малого бизнеса. По словам начальника управления по работе с финансовыми учреждениями РосБР Александра Михайловского, кредитный договор был подписан в конце 2004 г., и в начале этого года банк получил 2,5 млрд руб. под 8,95% годовых. Вернуть эти деньги РосБР, по его словам, должен в декабре 2006 г. “Но мы не принимали участия в размещении [нот], – отмечает Михайловский. – Это инициатива ING Bank”.

Ссудив деньги российскому банку, ING переупаковал долг в ценные бумаги и переложил риски на плечи инвесторов, поясняет аналитик “Ренессанс Капитала” Павел Мамай. Ноты, как и кредит, номинированы в рублях, уточняет Амосов, но расчеты проводятся в долларах, как принято в системах Euroclear и Clearstream, где обращаются эти бумаги. Спрос на новый инструмент, по его словам, был высок, и ставка купона составила всего 7,6% годовых. При этом порядка 65% выпуска разобрали иностранцы. Запад верит в рубль, он укрепляется к доллару и приносит дополнительную прибыль, говорит Мамай. А госгарантия заметно снижает кредитные риски, добавляет Амосов. “По сути, инвесторы взяли на себя суверенный риск, при этом с хорошей премией к рублевому госдолгу”, – подчеркивает он. Доходность нот, по его оценкам, примерно на 1,5% годовых выше доходности ОФЗ. Но покупать госбумаги на внутреннем рынке иностранцам невыгодно, отмечает Мамай: в этом случае они обязаны резервировать 20% заводимых средств. Кроме того, услуги российских “дочек” западных банков заметно увеличивают накладные расходы.

Первым рублевые обязательства на международном рынке разместил МДМ-банк, но последователей у него не нашлось. Управляющего директора МДМ-банка Андрея Добрынина это не удивляет: “Иностранцы не хотят брать на себя корпоративный российский риск”. Кроме “первого эшелона”, уточняет Мамай. Москва и “голубые фишки” расходятся на ура, отмечает он, напоминая об огромном западном спросе на облигации “Газпрома”, “ЛУКОЙЛа”, “Российских железных дорог” и Федеральной сетевой компании, выпущенных осенью 2004 г.

Амосов из “ИНГ Банка” надеется, что со временем иностранцы повернутся лицом и к рядовым российским заемщикам. Уже сейчас, по его словам, интерес смещается в сторону компаний, ориентированных на внутреннего потребителя – то есть тех, кто получает рублевую выручку. Время экспортеров прошло, отмечает банкир, сейчас в моду входят телекомы и пищевики – пивовары и производители продуктов питания. Рубль сохранит свою привлекательность, по крайней мере пока нефть дорога и приток валюты в страну огромен, соглашается аналитик “Тройки Диалог” Александр Кудрин.