Аэродромы на продажу


Россия – единственная европейская страна, где активы аэропортов делятся на разрешенные и запрещенные к приватизации. Частный бизнес может вкладываться в аэровокзалы, но приватизация аэродромов (включая взлетно-посадочные полосы, стоянки для авиалайнеров, навигационное оборудование и др.) в России с 1994 г. запрещена. За прошедшие с тех пор 10 лет государство так и не придумало схему финансирования аэродромов. Они были переданы аэропортам. А в 1998 г. решено было создать ФГУП “Администрация гражданских аэропортов” (АГА). Оно должно было получить сначала столичные, а затем и все остальные аэродромы и собирать для них средства из сборов за взлеты и посадку. ФГУП заработал только в мае 2003 г., и пока на его баланс полностью передано только “Внуково”.

“Шереметьево” пользуется аэродромом без юридического оформления, а “Домодедово” и управляющая аэропортом группа “Ист Лайн” использовали аэродром по договору аренды, заключенному в 1998 г. За это время, по данным “Ист Лайна”, группа инвестировала в аэродром около $30 млн. Но в феврале этого года суд признал договор недействительным. После этого Росимущество пообещало провести ревизию договоров аренды всех аэропортов, начиная с московских.

А Минэкономразвития пошло еще дальше. Как рассказали “Ведомостям” сразу в трех профильных ведомствах, оно предложило правительству снять запрет на приватизацию аэродромов. Это предложение замминистра экономического развития Андрей Шаронов отправил в правительство 12 марта. При этом он предлагает отменить обязательное проведение конкурсов при передаче аэродромов в собственность или аренду. А АГА Минэкономразвития и вовсе предложило ликвидировать. Вице-премьер Александр Жуков 19 марта перенаправил предложение Шаронова Минтрансу, Минфину и Росимуществу, поручив им до конца июня представить свои отзывы по проблеме, рассказали три профильных чиновника.

Предложения МЭРТ абсолютно логичны, считает директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, напоминая, что в Европе аэропорт – это единый комплекс. Это подтверждают и опрошенные “Ведомостями” представители европейских операторов. Владелец и оператор крупнейшего в Европе аэропорта Heathrow – British Airports Authority не только владеет его взлетно-посадочными полосами, но и отвечает за назначение служб управления воздушным движением и наземного обслуживания. Эта компания была приватизирована в 1987 г. и с тех пор инвестировала (в том числе в аэродромы) около 7 млрд фунтов (более $13 млрд). “Все это делается на частные деньги, но в рамках общей госполитики, исполнение которой контролируется специальным госорганом – Civil Aviation Authority”, – рассказывает представитель BAA Стивен Хардвик.

Российским чиновникам идея понравилась. “Вопрос о приватизации аэродромов поднят впервые, но мы в принципе не против”, – говорит чиновник Минфина. А в случае отмены конкурсов аэродромы перейдут к сегодняшним операторам аэропортов, которые гарантированно будут в них вкладываться, добавляет чиновник Росимущества. “На крайний случай у нас есть Ространснадзор, ведающий лицензиями”, – напоминает он. Пока же Росимущество готовится к конкурсам на право арендовать “Домодедово” и “Шереметьево”, напоминает он. Ими уже заинтересовались группа “Промышленное развитие” (контролирует 30% новосибирского аэропорта “Толмачево”) и “Альфа-Эко”.

Аэродромы “Домодедово” и “Шереметьево” без учета земли стоят $30–40 млн, говорит начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Чистая прибыль “Ист Лайна” за девять месяцев 2004 г. превысила $145 млн, “Шереметьево” за год получило $30 млн чистой прибыли. Так что оба аэропорта способны выкупить свои аэродромы, резюмирует Одинцова.

“Шереметьево” заинтересовано в выкупе собственного аэродрома, говорит представитель аэропорта Ангелина Матросова. Но оплатить покупку “Шереметьево” выгоднее всего своими акциями – разместив их в пользу государства. В “Ист Лайне” от комментариев воздержались. А Виталий Ванцев, первый заместитель гендиректора “Внуково”, не верит, что инициатива Минэкономразвития пройдет.