Без проблем за горизонтом


Выставка в новеньком очень красивом здании Государственного центра современного искусства получилась зрелищной, симпатичной и абсолютно единой. Никакого принципиального различия между польской и русской составляющими экспозиции не обнаружилось. Даже в тех работах, которые играют с национальными символами.

Гжегож Кламан, например, пропагандирует идею добавить к красно-белому польскому флагу черную полосу, потому что, как объясняет каталог выставки, черный – это цвет клерикализма, фашизма и траура. По демократическим надеждам, очевидно. Нечто подобное мог проделать с российским триколором любой московский художник. Как и поиграть с геральдическим орлом. Польского одноглавого Войцех Засадни представил в десятках вариантов – в белой сутане, офисной одежде, военном мундире и национальном костюме. Поиск новой идеологии с примеркой разных вариантов национальной идеи для наших стран одинаково актуален.

Тема, которую поляки освоили, а наши – нет, – это критика капитализма. На лайтбоксе Рафала Якубовича Arbeitsdisziplin изображено виднеющееся за каменным забором с колючей проволокой здание, заставляющее вспомнить о концлагере, на трубе которого фирменный знак Volkswagen.

Но таких, антибуржуазных, работ на выставке немного. Больше приятных и развлекательных. Собственная национальность художников современного искусства волнует мало, патриотические рефлексии нынче не в международной художественной моде. И если бы выставка собрала еще китайцев, американцев и азербайджанцев, ее единство вряд ли бы нарушилось. Потому что главное для современных художников, рожденных в социалистических странах, – вписаться в международный процесс. Они, работающие с камерой и компьютером, друг другу ближе, чем коллеги-соотечественники, пишущие традиционные пейзажи маслом по холсту.

Впрочем, глобальная деревня, как поспешно окрестили современный мир, в последние годы мало похожа на мирное поселение, и национальный вопрос все стремительнее требует поиска новых решений. Так что проблема национальной идентичности, похоже, скоро вернется в художественную моду.

Собирая “За красным горизонтом”, наши кураторы постарались и привезли в Варшаву (выставка прошла в польской столице в прошлом году) произведения наших лучшеньких – восковую фигуру теннисистки Курниковой работы Олега Кулика, лихую живопись дуэта Дубосарский & Виноградов, лирическое видео Ольги Чернышевой, пронзительно сентиментальные работы Леонида Тишкова. Поляки, как говорят компетентные люди, пожадничали и своих звезд современного искусства на московскую выставку не доставили. Фамилии непривезенных нам ничего не говорят, поэтому сожалеть о случившемся трудно. Зато легко сказать после просмотра экспозиции в ГЦСИ, что наши художники лучше.

Конечно, выставка – не соревнование футбольных команд, как теперь, после целой серии проектов, в названии которых поминаются две столицы, любят настаивать умные люди. Но кто же удержится от сравнения, когда показывают рядом историю искусства двух стран. Так что, получив удар по чувству национальной художественной полноценности на выставке “Россия – Италия”, можно утешиться на “За красным горизонтом”. То есть, если воспользоваться спортивным сравнением, коли у нашей команды нет шансов на чемпионате мира по футболу, то порадуемся победе в дружеской встрече с польскими юниорами.

А чтобы не было таких глупых сравнений вовсе, может быть, стоит символизировать дружбу между двумя странами не смешанными экспозициями, а приездом просто хороших национальных выставок. Чтобы мы узнали, как там у них с искусством. Ведь как у нас, мы и так знаем.