Чужими руками


На прошлой неделе Pepsi Bottling Group стала дистрибьютором соков “Нидана” в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, рассказал “Ведомостям” директор направления соков “Нидана” Андрей Яновский. PBG будет дистрибьютором “Нидана” в так называемой традиционной рознице (несетевые магазины). В столице на этот сегмент приходится около 40% продаж соков “Нидана”. По словам Яновского, за год совместные усилия компаний позволили увеличить продажи “Нидана” в Москве на 30%. На такой же эффект глава сокового направления “Нидана” рассчитывает и в Питере. Москва и Петербург – ключевые регионы для “Нидана”: на них приходится 27% и 9% продаж компании соответственно. По словам Яновского, “компании думают о совместной экспансии” и в другие регионы страны. Вице-президент российского подразделения PBG Константин Кузьмин подтвердил заключение нового соглашения с “Ниданом”. По его словам, сотрудничество с “Ниданом” выгодно PBG, поскольку вместе с “Моей семьей” и “Чемпионом” растут и продажи Tropicana.

Распространение торгового альянса между “Ниданом” и PBG на один из самых привлекательных российских регионов произошло почти одновременно с покупкой крупного петербургского производителя соков – “Мултона” конкурентом PepsiCo – компанией Coca-Cola и ее боттлером Coca-Cola HBC. До последнего времени на региональном рынке “Мултон” был безусловным лидером. В 2004 г. компания контролировала 61,8% рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области, тогда как доля “Нидана” в регионе составила лишь 8,4%.

В российском подразделении Coca-Cola уже готовят объединение дистрибьюции с “Мултоном”. “Мы планируем сделать доступным потребителям весь ассортимент нашей продукции, включая соки”, – говорит представитель российского офиса Coca-Cola Владимир Кравцов.

Альянс с транснациональными компаниями поможет соковым производителям двигаться в провинцию, так как PepsiCo и Coca-Cola располагают там мощными дистрибьюторскими сетями, полагает директор исследовательского агентства “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин. “Система продаж в крупных городах у соковых производителей построена, но теперь рынок во многом будет развиваться за счет регионов”, – считает он.

Более 90% российского сокового рынка контролируют сейчас четыре компании: “Лебедянский”, “Мултон”, ВБД и “Нидан”. Но рыночные позиции “Лебедянского” и “Вимм-Билль-Данна” теперь могут пошатнуться, считает аналитик ФК “УралСиб” Марат Ибрагимов, ведь им придется столкнуться с могучими конкурентами – транснациональными компаниями, взявшими на себя продажу продукции их конкурентов. “Лебедянский” перспектива конкуренции с Coca-Cola и Pepsi не пугает. Представитель “Лебедянского” Александр Костиков говорит, что соковый рынок давно отличается жесткой борьбой. В ВБД от комментариев отказались.

Розничные торговцы пока не склонны придавать слишком большое значение альянсу “Нидана” с PBG. “Вряд ли Pepsi будет бороться за такие же условия выкладки для “Нидана”, какие действуют в отношении ее самой”, – говорит коммерческий директор группы “Виктория” (сети магазинов “Дешево” и “Квартал”) Сергей Венедесюк.