ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Третий раз после Беслана руководство страны публично рассуждает на тему о реальности распада России. Вслед за президентом и главным политменеджером РФ Владиславом Сурковым больную тему затронул в интервью “Эксперту” “технократ” Медведев.

Осенняя риторика Путина и Суркова делала акцент на внешней угрозе: “империалистические хищники только и ждут момента, чтобы сомкнуть щупальца на горле молодой республики”. Юрист Медведев сосредоточился, так сказать, на внутренних предпосылках грядущей катастрофы. Что после оранжевой революции на Украине и погромов в Киргизии и впрямь актуально. И хотя слова “революция” Медведев тщательно избегает, эвфемизм “государственный коллапс” (ГК) вполне описывает и то, что происходило между вторым и третьим турами президентских выборов в Киеве, и то, что творилось в Бишкеке сразу после отлета Аскара Акаева на север.

ГК, по учению Медведева, случится, “если мы не сумеем консолидировать элиты”. Минимальный общий знаменатель консолидации – “сохранение эффективной государственности в пределах существующих границ”. А основной риск президентской кампании – 2008 – “дестабилизация общественной жизни, возникшая вследствие актов террора и грубых экономических ошибок и проходящая на основе масштабной драки элит”.

Прогрессивная общественность уже дала принципиальную оценку рассуждениям кремлевского администратора. Пугая развалом страны, власть ищет лишь повод, чтобы “заткнуть всем рты”. На самом деле, уверена общественность, никаким развалом не пахнет, даже Платон Абрамович Еленин обещает свергнуть режим совсем “малой кровью”, хотя и честно предупреждает, что куда же без крови в таком деле.

Но образ “хрупкой России” вовсе не выдумка Кремля. Несмотря на пятилетку нефтедолларов и политстабильности, страна по-прежнему очень слаба. Зачем нести бремя своей государственности, о которой толкует Медведев, толком не понимает ни население, ни так называемые элиты, о консолидации которых так печется Кремль.

Хрупкость присуща не только современной России. Это свойство многих государств, в одно прекрасное утро очутившихся в ООН. Свою государственность и национальную идентичность им пришлось собирать из обломков, собранных на экономических и идеологических руинах. Неудивительно, что жители постсоветских бидонвилей готовы “какому хочешь чародею отдать разбойную красу” с роспуском всех структур, нажитых за 15 лет великого перехода.

Да и великий Ленин с опасениями Медведева скорее всего согласился бы. “Стена, да гнилая – ткни, и развалится”, – выразился он однажды по схожему поводу.