ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: Правильная стратегия России


Изобилие природных ресурсов не всегда гарантирует преимущество в экономическом развитии. Многие страны со скудными ресурсами, например восточноазиатские государства, демонстрируют экономические успехи, в то время как результаты развития богатых природными ресурсами стран Латинской Америки пока менее впечатляющие.

Помимо рисков от падения цен на сырье и возможного отвлечения усилий на извлечение ренты к потенциальным проблемам, связанным с богатством природных ресурсов, относится и так называемая голландская болезнь, когда большой приток экспортной выручки приводит к повышению реального обменного курса, что может снизить международную конкурентоспособность обрабатывающих отраслей.

В России эти потенциальные проблемы вызывают все большую озабоченность. В условиях сырьевого бума продолжается рост реального курса рубля, что оказывает все большее конкурентное давление на экономику. Снижение темпов роста в ряде отраслей экономики во второй половине 2004 г., возможно, частично связано с резким повышением издержек производства в первой половине года. В России все чаще слышны призывы к правительству провести серьезную корректировку экономической политики в целях повышения конкурентоспособности.

Экономисты далеко не единодушны в мнении, будто сырьевое богатство является препятствием для диверсифицированного экономического роста в такой большой стране, как Россия. Наоборот, как показывает исторический опыт США, сравнительно дешевые природные ресурсы могут дать преимущество некоторым обрабатывающим отраслям.

И на практике видно, что изобилие природных ресурсов может обеспечить такое преимущество российской экономике. Особенно это касается газовой промышленности. В сфере добычи природного газа с Россией не может сравниться ни одна другая страна, а ее огромные запасы газа позволят сохранить эти преимущества в течение многих лет. Наличие более дешевого газа означает также и более низкую стоимость производства электроэнергии. После кризиса 1998 г. относительные цены на газ и электроэнергию упали до очень низкого уровня. Меры, направленные на постепенное повышение этих цен к уровню, обеспечивающему возмещение издержек, вызвали многочисленные жалобы на вероятность снижения конкурентоспособности промышленных предприятий. Но теперь наконец для российской промышленности появились хорошие новости. По мнению экспертов Всемирного банка, тарифы на природный газ для коммерческих организаций уже приближаются к уровню, обеспечивающему возмещение издержек, включая инвестиционную составляющую. Этот тариф составляет менее половины рыночной цены газа в Европе и Азии, и он ниже, чем в других странах СНГ. Для российских обрабатывающих предприятий подобная разница в тарифах может стать важным относительным преимуществом, которое может сохраниться и в будущем.

Кроме того, проведение реформ и повышение эффективности регулирования в газовом секторе позволят снизить удельные издержки, что может привести даже к снижению цен для промышленных потребителей и создать дополнительные экономические преимущества. Для России газовая промышленность – это курица, несущая золотые яйца, что подтверждает необходимость принятия мер, обеспечивающих успешное развитие этой отрасли. К их числу относят рационализацию регулирования, сокращение перекрестного субсидирования и привлечение крупных частных инвестиций с целью освоения новых месторождений газа.

Сырьевое богатство и связанные с ним доходы государства от экспорта могут дать российским предприятиям еще одно преимущество – более низкий средний уровень налогового бремени по сравнению с конкурентами из стран со скудными природными ресурсами. Большой объем экспорта сырья, облагаемый высокими налогами, позволяет государству поддерживать эквивалентный уровень расходов при более низких средних налоговых ставках. Даже расходуя больше средств на рабочую силу и другие факторы производства, чем зарубежные конкуренты, российские предприятия потенциально могут получить компенсационные преимущества в виде более низких налогов, меньших затрат на энергоресурсы и более дешевого доступа к иностранному оборудованию и технологиям.

Различия в относительных ценах для производителей в России и других странах могут стимулировать развитие разных обрабатывающих отраслей, но нет никаких оснований считать, что ресурсное изобилие обрекает всю российскую обрабатывающую промышленность на хронически низкую конкурентоспособность. К тому же положительной стороной более высоких затрат на рабочую силу в России является потенциально более высокий уровень жизни россиян. А ведь именно это является конечной целью экономического развития.

Экономический рост в России начался пять лет назад в условиях исключительной слабости рубля, низкой стоимости рабочей силы, заниженных цен на энергоносители и огромного избытка производственных мощностей. В последующие годы относительные цены радикально изменились, и, вполне естественно, многие отрасли и предприятия сейчас могут испытывать все большие трудности. В отсутствие стабильных экономических условий трудно говорить о явных конкурентных преимуществах российских предприятий, за исключением нескольких ресурсоориентированных отраслей. Однако, учитывая то, что оптовые цены на энергоносители уже близки к рациональному уровню, что платежный баланс приближается к равновесному состоянию, а снижение налогов и структурные реформы, как можно надеяться, приведут к улучшению общих условий предпринимательства, в будущем на рынке должны все чаще появляться настоящие “победители”, успешно использующие относительные конкурентные преимущества России в более стабильных условиях. В дальнейшем это может стать основой диверсифицированного роста.