Отписок не будет


Граждане и компании могут обжаловать действия чиновников в суде либо в вышестоящих инстанциях. Но суды работают слишком медленно, а система жалоб абсолютно неэффективна, констатирует эксперт ЦСР Владимир Южаков: “В ответ люди обычно получают отписки от чиновников через несколько месяцев”.

ЦСР хочет, чтобы система досудебного обжалования чиновничьих решений работала так же, как и системы защиты прав потребителей. “Если человеку продали некачественные туфли, он не жалуется в министерство, а возвращает их в магазин и получает взамен хорошую обувь или деньги”, – поясняет Южаков. При каждом министерстве можно создать независимые “апелляционные коллегии”, а интересы получателей госуслуг должны представлять общественные организации по аналогии с Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП). “Хорошая идея: у государства и общества появился бы субъект ведения переговоров, который к тому же мог бы проводить опросы потребителей”, – говорит директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров. В зарубежной практике функции апелляционных коллегий выполняют административные судьи внутри ведомств. В состав апелляционной коллегии могут войти представители “клиентов” госучреждений, добавляет ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А вот создавать отдельную ассоциацию потребителей госуслуг неразумно, говорит он, – с этим справится и КонфОП.

Наладить досудебное урегулирование споров с чиновниками нужно, чтобы заработали административные регламенты, напоминает Кузьминов. Это стандарты оказания госуслуг, которые детально прописывают гарантии для их потребителей: время, место, сроки оказания и т. п. В середине апреля правительственная комиссия рассмотрит проект федеральной целевой программы “Административная реформа”, а до конца года подготовит регламенты около 30 приоритетных госуслуг, обещает Шаров.

Апелляционные коллегии будут эффективны, если их решения станут обязательными для исполнения и неоспоримыми, а провинившиеся чиновники не смогут повлиять на их вердикты, считает координатор межрегионального союза предпринимателей “Лига свободы” Ярослав Полеско. При этом где взять “совершенно независимых чиновников”, непонятно, добавляет учредитель производственно-торговой фирмы “Зет-Керамика” Елена Астахова: “это будут либо ушедшие на пенсию чиновники того же ведомства, либо их коллеги из других ведомств”. К тому же, организации потребителей госуслуг, “созданные сверху”, могут срастись с госструктурами: “В Москве в свое время при каждой префектуре работали потребительские общества, которые себя полностью дискредитировали, потому что занимались вымогательством с рыночных торговцев”, – говорит Полеско. У малых и крупных бизнесменов, получающих госуслуги, разные интересы, поэтому и давление на чиновников должны оказывать разные коалиции потребителей, считает председатель совета директоров КонфОП Александр Аузан.