Поводок для “Газпрома”


В прошлом году “Газпром” объявил о намерении стать многопрофильной энергетической компанией. Предправления газовой монополии Алексей Миллер сказал, что после присоединения “Роснефти” “Газпром” будет двигаться в электроэнергетику. И уже сделал первый шаг в этой области. По словам Миллера, монополия контролирует более 10% акций РАО “ЕЭС России”, а также владеет блокпакетом акций его крупнейшей “дочки” – “Мосэнерго” (и еще 13 компаний, которые были выделены из энергосистемы в процессе реформы). Эти амбициозные планы вызвали множество вопросов у чиновников, с которыми “Газпром” их не согласовал. Руководитель ФАС Игорь Артемьев сказал, что в этом случае “Газпром” становится “монополией в кубе”, и пообещал пристально следить за его стремлением в энергетику.

Вчера Артемьев заявил, что ФАС планирует сформулировать для “Газпрома” условия поведения на рынке электроэнергии в связи с покупкой компанией блокпакета акций “Мосэнерго”. Сейчас чиновники этого ведомства проверяют сделку по покупке монополией акций столичной энергосистемы. “Результатом проверки будет как минимум выставление условий “Газпрому” по поведению на рынке электроэнергии”, – цитирует Артемьева “Интерфакс”.

Сотрудник ФАС утверждает, что пока эти условия не сформулированы. “Это не значит, что мы запретим “Газпрому” заниматься электроэнергетикой, – пояснил он. – Наша цель – предотвратить негативное влияние, которое может возникнуть при участии “Газпрома” в капитале компаний, которые создаются в процессе реформирования”. Ранее замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин говорил, что “существует опасность того, что поставщики топлива будут снабжать им свои станции на более выгодных условиях, чем остальные энергокомпании, и это негативно отразится на рынке электроэнергии”. Тогда Голомолзин отмечал, что купить более 20% в ОГК и ТГК можно будет только с разрешения ФАС. А его ведомство сможет запретить эти сделки или выставить покупателю поведенческие условия вплоть до требования продажи части активов. Впрочем, по его словам, чаще всего антимонопольное ведомство выставляет топливным компаниям условие о равной ценовой политике.

Такие требования от ФАС уже получила крупнейшая угольная компания страны – СУЭК, владеющая крупными пакетами акций ряда региональных энергокомпаний. Антимонопольное ведомство признало положение СУЭК доминирующим более чем в пяти субъектах России. Поэтому чиновники обязали компанию согласовывать с антимонопольным ведомством формы договоров на поставку углей потребителям. Для потребителей, не имеющих возможности отказаться от продукции СУЭК, цены не должны необоснованно превышать рыночные. Компания не вправе необоснованно отказать потребителям в заключении договоров на поставку угля. Наконец, СУЭК обязалась информировать ФАС о приобретении или продаже доли, превышающей 5% в уставном капитале юридических лиц.

В “Газпроме” не стали комментировать инициативу ФАС. Но источник, близкий к монополии, считает, что чиновники не смогут выставлять монополии поведенческие условия, когда она владеет только 25% акций “Мосэнерго”. Но, добавляет собеседник “Ведомостей”, они наверняка захотят это делать, если “Газпром” будет скупать акции других энергокомпаний или постарается получить контроль над какой-либо из них.

Чиновник Минэкономразвития считает, что ФАС может потребовать от “Газпрома” предварительного согласования новых покупок в энергетике. Директор юридической компании “Русские эксперты” Александр Шмаков считает, что в этом случае ФАС сможет установить цену газа, по которой “Газпром” должен будет поставлять его энергетикам, или определить объем поставок. Но выполнить последнее будет сложно. “Государство слабо контролирует ситуацию на рынке газа”, – говорит директор Prosperity Capital Management Александр Бранис. О том же говорит и аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров. “Газпром” вторгается в смежные сферы бизнеса. Бороться с монополиями сложно, но эта борьба крайне важна, хотя ее исход под вопросом”, – резюмирует эксперт.