Донской гедонизм


Еще шесть лет назад такого театра на Дону вообще не было. Ростовский музыкальный был театром музкомедии, а в 1999 г. провел реорганизацию, переехал в современное здание, обзавелся оперной и балетной труппой и теперь распоряжается всеми музыкально-театральными жанрами. Два года назад опера “Мадам Баттерфлай” из Ростова-на-Дону была отобрана на фестиваль “Золотая маска”, но участие было всего лишь почетным. Сегодня совсем другое дело: в Москву приехала продукция европейского уровня.

Спектакль давали на Новой сцене Большого театра, проблемной акустически. Оркестр у Шостаковича огромный и громкий – певцам должно было прийтись туго. Однако дирижеру Александру Анисимову удалось добиться нужного баланса, в котором обнаружились достоинства и труппы, и оркестра. Не жертвуя экспрессией и пафосом, оркестр звучал красиво, чисто и интеллигентно – уровень его игры объясняется, видимо, и тем, что Ростовская консерватория поставляет крепкие молодые кадры. Уверенно звучал и хор. Состав солистов оказался на удивление ровен, а особенно хороша была сама Катерина Измайлова. В этой тяжелой партии Ирина Крикунова обошлась без крика и нажима, ее голос звучал ровно и естественно, в богатстве оттенков – от красивого пиано до звонкого форте.

Хотя опера Шостаковича изобилует драматизмом и истерикой, ростовские исполнители придали своему прочтению качество изысканного музицирования. Исполнение из рода гедонистских удовольствий счастливым образом сочеталось с верностью нерву и тону первой редакции знаменитой оперы – и в этом заслуга дирижера Александра Анисимова, державшего курс спектакля властно, но мягко и пластично.

Александр Анисимов, дирижер с большим опытом работы на Западе, недавно ставший в Ростове главным дирижером, за короткое время вывел оркестр и труппу на новый уровень. В состав “Леди Макбет” был привлечен лишь один легионер: Евгений Страшко из Мариинки, спевший подлеца Сережу. Зато вся постановочная группа прибыла из столиц: спектакль лаконично и выразительно оформил Зиновий Марголин, осветил, с присущим ему мастерством, Глеб Фильштинский. Режиссер Сусанна Цирюк, тоже прошедшая школу Мариинки, сделала в целом достойную работу. Вопросов к постановке весьма много, но она явно не из худших. Что поделать, больших оперных режиссеров у нас почти нет, а те, что есть, приучили нас к тому, что смотреть в оркестр интереснее, нежели на сцену. Но если отвлечься от общих бед, стоит признать: теперь в России, наряду с Новосибирским, есть еще один музыкальный театр, чей уровень опровергает стереотип представлений о провинции.