КИНОАФИША: ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО КИНОПРОКАТА. Фандорин повзрослел


“Один в темноте” (США, Уве Болл, звезды – Кристиан Слейтер, Тара Рид, Стивен Дорфф) – чем дольше существует новая рубрика “Ведомостей” “Киноафиша”, тем чаще приходится употреблять определение “очередной”. На сей раз нам предлагают очередную экранизацию модной компьютерной игры. Вы в нее играли? Игра так и называется по-английски: Alone in the Dark. У героя погибает друг, расследование приводит его на некий Остров Теней, являющийся окном, через которое демоны зла, некогда заточенные в ад, готовы вырваться в наш мир. О чем-то это недавнем напоминает. Имя Константин почему-то крутится в голове. С чего бы? Между тем вся троица главных актеров относится к голливудцам, не вполне стандартным, что приятно. Про будущие фильмы – экранизации игр: летом выходит Doom. Это не удивляет. Удивительнее, если бы кто-то сумел экранизировать “Цивилизацию”, – вот был бы концептуальный прорыв!

“Мисс Конгениальность – 2: Прекрасна и опасна” (США, Джон Паскуин, звезда – Сандра Буллок) – продолжение криминально-комических приключений агентши ФБР, которая в первом фильме – по оперативной надобности – успешно, не имея к тому никаких данных, изобразила финалистку конкурса “Мисс Америка”. Теперь она должна вернуться из мира королев красоты (в котором начала ощущать себя уютно) в мир полицейских, чтобы найти и спасти похищенных друзей. Из любопытного: не все знают, а кто знает, начал забывать, что именно Сандра Буллок стала вдруг в середине 90-х любимой актрисой российских киноманов мужского пола (потребителей пиратских кассет) – и быстро перестала ею быть. Типичный разговор таких киноманов в конце 90-х: “Что-то эта Сандра мне надоела”. “Мисс-2” – очередной (привяжется же слово!) способ проверить, способна ли старая любовь возвращаться.

“Лысый нянька: Спецзадание” (США, Адам Шенкман, звезда – Вин Дизель) – новая вариация на тему “Полицейского из детского сада”. Роль Арнольда Шварценеггера – из того давнего фильма – сыграл в этом случае Вин Дизель, и впрямь обычно лысый. Правда, он заслан в качестве спецагента не в детский сад и даже не на конкурс “Мистер Америка”, а охранять пятерых детей важного похищенного ученого. Далее начинаются вариации на тему советского “Вождя краснокожих” по О’Генри. Фильм хорошо принят в Америке (уже сейчас – почти $90 млн сборов). Но, пожалуй, ставит точку под популярными – и у нас – размышлениями над тем, станет ли Вин Дизель главным супергероем-суперактером боевиков начала XXI в. Не станет. Не так он и молод. Вдобавок уход из чисто конкретно серьезного боевика в комедию – всегда признак того, что актер перестает надеяться на свой фирменный боевой жанр и старается продлить себе поп-жизнь. До Дизеля такой ход использовали старшие братья по оружию: Сталлоне, Уиллис и тот же Шварценеггер.

Фильмы в прокате с 14 апреля.

“Потомство Чаки” (США, режиссер – Дон Манчини, звезда – Дженнифер Тилли) – уже пятая (кто прилюдно выругался “очередная”?) киноповесть про куклу-монстра (этакого крупного пупса с прошитой грубой ниткой физиономией, которой позавидует сам Фредди Крюгер), хорошо вписывающаяся в российский прокатный контекст последних двух месяцев, где ужастиков было пруд пруди. Сначала пупс-Чаки садистски изничтожил кучу людей, потом заимел столь же кукольную монстриху-невесту, теперь, в новом фильме, хочет родить полукукольного-получеловеческого чикатилу-ребенка от персонажа Дженнифер Тилли. Пятый “Чаки”, как и четвертый, в отличие от трех первых не только фильм ужасов, но и пародия с комедией. Для вас ли – думайте сами.

“В глубокой глотке” (США, режиссеры – Рэнди Барбато, Фентон Бейли) – презентованное на последнем Берлинском кинофестивале документальное исследование об истории создания, судьбе и культурно-историческом значении 55-минутного порнографического фильма “Глубокая глотка”, вышедшего на экраны Америки в 1972 г. и ставшего самым рентабельным произведением в истории мирового кино (затраты – $25 000, доход – $600 млн, т. е. всего в три раза меньше, чем у рекордсмена “Титаника”, на который при этом выкинули $300 млн). По теореме режиссеров Барбато – Бейли “Глотка” произвела культурную революцию в Америке, по своей силе под стать китайской – только не кровавую. Общество, которое давно шло к сексуальному равноправию и раскрепощению, получило фильм, выразивший всеобщие тайные устремления.

“Статский советник” (Россия, Филипп Янковский, звезды – Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский, Олег Табаков, Владимир Машков и др.) – выстрел дуплетом, какового в истории нашей новейшей киноиндустрии (и новейшего проката) не бывало. На волне успеха “Турецкого гамбита” выходит картина про того же героя – суперсыщика, нашего Холмса, креатуру г-на Акунина – Чхартишвили Эраста Фандорина, но повзрослевшего и сражающегося не с какими-то злоумышленниками а-ля Джеймс Бонд, а с преступниками-идеологами: от государственных до разрушающих государство террористов. Только что был молодой Фандорин – Бероев, теперь будет более опытный Фандорин – Меньшиков. Лично мне интересно.

Наконец, “Пять препятствий” (Дания, Ларс фон Триер и Йорген Лет, актеры датские) – главный арт-фильм двух предстоящих недель. Вы удивитесь, но он от самого модного (и, возможно, действительно наиболее талантливого) из неголливудских режиссеров фон Триера: фильм, о котором мало кто знает, смоделированный в промежутке между “Догвиллем” и выходящим вскоре “Мандерлеем”. Фон Триер тут не столько режиссер, сколько киносадист, обозначающий правила игры для режиссера постарше Йоргена Лета. Этот Лет, которого главный кино-фон считает своим учителем, в конце 60-х снял 20-минутный фильм “Совершенный человек”. Теперь фон Триер принуждает Лета срежиссировать пять вариаций на тему этой давней картины, всякий раз преодолевая определенные жуткие препятствия-ограничения. В результате получилась импровизация на тему, что же все-таки такое “искусство кино”.

Фильмы в прокате с 21 апреля.