Россия и Европа: Украинский перекресток


Большой недоброжелатель России Збигнев Бжезинский когда-то заметил, что Россия с Украиной – это Европа, а без Украины Россия – это Азия. И он был прав. Доказательство дано от обратного.

Те политические деятели нашей страны, которые всячески пропагандируют ее отдаление от Европы, много лет старательно ссорили Россию с соседней Украиной. Сколько от них исходило призывов “поставить на место” и “дать бой” за Севастополь, за Крым, за Тузлу! Бог знает еще за что. Крайности сходятся. Борцы за Тузлу и борец против России мыслят одинаково. И те и другие хотят, чтобы Украина была в Европе без России.

В кризисные дни между двумя турами президентских выборов на Украине могло показаться, что мечты об азиатской судьбе для России, о новой “холодной войне” и новом расколе Европы начинают сбываться. Если бы руководство России поддалось на истерические призывы некоторых публицистов и политтехнологов, мы могли бы встать на путь поощрения раскола Украины. Хватило мудрости не поддаваться на явную провокацию.

Теперь надо задуматься о совместной европейской судьбе для России и Украины. Именно такое направление мысли, будем надеяться, вело президента Путина сначала на встречу в Париж с главами Франции, Германии, Испании, а затем в Киев для переговоров с президентом Украины.

Предложения Петербургского саммита 2002 г. по созданию четырех единых пространств в рамках Большой Европы сыграли свою роль во внутренней политической жизни России. Они обеспечивали партиям, поддерживающим программу президента Путина, вполне понятную солидность и респектабельность. В том числе и на парламентских выборах 2003 г., когда за партию “Единая Россия” и правые либеральные партии, которые высказывались проевропейски, в совокупности проголосовало 45,9% избирателей. Оппозицией общеевропейскому курсу выглядели в этой ситуации КПРФ и партия “Родина”. И те и другие имеют скорее националистические, чем социалистические программы. Но, набрав в целом 21,63% голосов, эти силы выглядели явным меньшинством. Даже с учетом голосов ЛДПР они набирали лишь 33%.

Именно конкретизации лозунгов петербургской инициативы, их переводу в плоскость юридически обязательных для сторон соглашений будут посвящены предстоящие в ближайшее время переговоры России и Евросоюза на высшем уровне. Они дают исторический шанс для выработки общеевропейской “дорожной карты”, лоции на пути сближения России с европейскими соседями.

Речь не идет о немедленном заимствовании европейских норм и принятии обязательств, которые были бы адекватны подаче заявки на вступление в Евросоюз. Важнее провести анализ, в чем российское законодательство, деловая практика отличаются от принятых в Европе. А затем публично обсудить, готовы ли мы изменить наши правила жизни, что нас устраивает в европейских стандартах, а что нет.

В такой публичной полемике – не о преимуществах мифической “русской духовности” или не менее мифической европейской “протестантской этики”, а при обсуждении и конкретном сопоставлении методов организации образования, здравоохранения, ведения бизнеса и борьбы с монополизмом в России и Европе – можно будет прийти к выводу, хотим ли мы в России жить и работать “по-европейски” или эти правила для нас неприемлемы.

Одновременно нам предстоит обсуждать с Украиной и другими соседями проекты зоны свободной торговли и единого экономического пространства. Самое время попытаться совместить эти процессы, дать оценку выдвигаемым в рамках СНГ взаимным требованиям и пожеланиям с точки зрения общеевропейских подходов и стандартов.

Два вектора дружбы – с Украиной и с Большой Европой – не оставляют равнодушным в России никого. Публичная дискуссия на эту тему может и должна стать важной частью общественной жизни. Политики-демократы и политические партии проевропейской ориентации могут сыграть в этом широком диалоге с общественностью уникальную, решающую роль.