Верфи разделят заказы


Как заявил вчера журналистам полпред президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, владельцы “Северной верфи” и Балтзавода готовят соглашение о “совместном решении общих вопросов”. По словам полпреда, на базе этих заводов может быть создан современный судостроительный комплекс.

Последние годы “Северная верфь” и Балтзавод сражаются друг с другом за заказы. В 2002 г. в спор двух заводов о том, кому достанется выполнение контракта на $1,4 млрд на постройку двух эсминцев китайского флота, должен был вмешаться премьер. В итоге контракт достался “Северной верфи”. Ее же Военно-морской флот России предпочел Балтзаводу при выборе производителя головного корвета проекта 20380.

Но теперь конкуренты хотят мириться. Соглашение может быть заключено до конца недели, подтверждает источник, близкий к группе “ИСТ”. По его словам, конкуренты договорились о том, что заказы будут размещаться на том предприятии, на котором это более экономически целесообразно, но в прибыли будут участвовать обе стороны в зависимости от финансового и технологического вклада в исполнение заказа. Так будут исключены ситуации наподобие той, когда Балтзавод летом 2003 г. отказался поставлять “Северной верфи” котлы для китайских эсминцев. Поставки возобновились под давлением питерской прокуратуры. Источник, близкий к переговорам, сообщил, что строительство кораблей для отечественного военного флота будет развернуто на “Северной верфи”, Балтзавод сосредоточится на гражданском судостроении, а экспортные заказы будут делиться так, как это технологически целесообразно. Ранее гендиректор Балтзавода Олег Шуляковский заявлял Reuters, что завод сосредоточится на гражданском судостроении – производстве ледоколов, химовозов и лесовозов. Выполнение последнего экспортного военного заказа на $900 млн (строительство трех фрегатов для Индии) Балтийский завод завершил в 2004 г.

Соглашение – единственный способ предотвратить новые войны между двумя предприятиями, полагает менеджер одного из российских судостроительных заводов. Ведь предприятия находятся в одной нише, а их обшие мощности превосходят потребности и России, и внешнего рынков. Балтзавод способен строить суда с атомными энергоустановками – нивелируется тем, что спрос на такие корабли крайне мал. В остальном Балтийский завод проигрывает конкуренту: у него много непрофильных активов, там меньше занимались реструктуризацией, рассуждает промышленник.

“Балтийский завод давно не рассчитывал на заказы российского ВМФ”, – говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. А “Северной верфи” пока не удалось сделать выгодным бизнес из производства сухогрузов “река – море”, налаженного в конце 90-х – продано три судна стоимостью порядка $6 млн каждый, говорит сотрудник верфи.

Сложнее делить новый экспортный контракт – вскоре “Рособоронэкспорт” планирует начать переговоры с Индией о продаже трех фрегатов стоимостью не меньше $900 млн, считает Макиенко. Сотрудник “Рособоронэкспорта” допускает, что новый индийский контракт разыграют на тендере.